Святой Спиридон был пастухом и занимался этим всю жизнь — даже когда стал епископом. Поэтому на иконах он изображен не в митре, а в простой шапочке, сплетенной из лозы или сшитой из овечьей шерсти. Такие шапочки носили в те времена пастухи. В земной его жизни было много горя: сначала умерла супруга, а потом в расцвете лет умерла и дочь. Но, не поддаваясь унынию, святой Спиридон продолжал ночью возносить молитвы, а днем пасти овец и коз. После смерти жены святитель был избран епископом города Тримифунта (о.Кипр).
На I–ом Вселенском Соборе (325 г.) св. Спиридон вступил в состязание с греческим философом, защищавшим ересь Ария (*). Этот оратор, подобно угрю, вывертывался при помощи уловок и обмана, и не было ни одного вопроса, на который философ не нашел бы хитроумный ответ в защиту ереси и не направил их против православной веры. Святой Спиридон попросил Собор позволить ему вступить в борьбу с надменным еретиком. Отцы Собора знали, что этот епископ в пастушеской шапке свят, но не искусен в слове и удерживали его от диспута. Тогда, сотворив молитву, Спиридон взял в руки кирпич и сжал его. В руках святого старца вспыхнул огонь, потекла вода и осталась мокрая глина. Кирпич, силою Божией, разложился на свои составные части.
«Смотри, философ, — сказал с дерзновением Спиридон защитнику арианства, — плинфа (кирпич) одна, но в ней — три: глина, огонь и вода. Так и Бог наш един, но три Лица в Нём: Отец, Слово и Дух. Слушай, философ, что я буду говорить тебе: мы веруем, что Всемогущий Бог из ничего создал Своим Словом и Духом небо, землю, человека и весь видимый и невидимый мир. Слово это есть Сын Божий, Который сошел ради наших грехов на землю, родился от Девы, жил с людьми, пострадал, умер для нашего спасения и затем воскрес, искупив Своими страданиями первородный грех, и совоскресил с Собою человеческий род. Мы веруем, что Он Единосущен и Равночестен со Отцем, и веруем этому без всяких лукавых измышлений, ибо тайну эту постигнуть человеческим разумом невозможно».
Хотя говорил Святитель Спиридон очень просто, но речь его была исполнена такой духовной силы, что его противник признал свое поражение и сказал:
"Слушайте! Пока состязание со мною велось при помощи доказательств, я выставлял против одних доказательств другие и своим искусством спорить отражал всё, что мне представляли. Но когда, вместо доказательства от разума, из уст этого старца начала исходить какая-то особая сила, доказательства стали бессильны против нее, так как человек не может противиться Богу. Если кто-нибудь из вас может мыслить так же, как я, то да уверует во Христа и вместе со мною да последует за этим старцем, устами которого говорил Сам Бог".
Всё житие святителя поражает удивительной простотой и силой чудотворения, дарованной ему от Господа.
В праведности и святости прожил святой Спиридон земную жизнь и в молитве предал душу свою Господу. Мощи его покоятся на острове Корфу в храме его имени (кроме десной руки, которая находится в Риме).
Уже почти 1700 лет мощи святителя Спиридона Тримифунтского остаются нетленными. Более того, они, подобно живому телу, мягки и имеют температуру тела здорового человека — 36,6 градусов. Ученые, исследовавшие этот феномен, только разводят руками и констатируют это как «факт, не изученный наукой». Люди же верующие относятся к этому проще и называют это великим Божьим чудом.
Ближайший соратника Патриарха Тихона. На Поместном Соборе 1917—1918 годов, он произнес речь в защиту Патриаршества, ставшую впоследствии знаменитой. Думается, в том, что Собора, в конце концов, сделал выбор в пользу Патриаршества, была немалая заслуга Илариона Троицкого.
Ему тогда был 31 год, но его известность и авторитет, как выдающегося ученого, блестящего проповедника и любимейшего преподавателя Московской Духовной Академии, были уже общепризнанны и во время Собора «его, единственного не епископа, в кулуарных разговорах называли в числе желательных кандидатов на патриарший престол». Однако, по воле Божией, священномученику Илариону довелось в труднейшее для Церкви время стать главным помощником и сподвижником Патриарха Тихона. Святейший делает его своим секретарем. За этой респектабельной в другие времена должностью стояла на деле роль человека, всегда находящегося под вражеским ударом. Во всех контактах с советской властью свт. Иларион заслонял собою Патриарха.
Владыка на все смотрел духовными очами. Это позволило ему и в ссылке на Соловках остаться внутренне свободным человеком, не замечать лишений и поддерживать других заключенных. Благодаря, в частности, и ему Соловецкий лагерь в 20-х годах стал своеобразным духовным очагом, возле которого многие нашли спасение. Авторитет святителя был чрезвычайно высок.
«Силе, исходившей от всегда спокойного, молчаливого владыки Илариона, не могли противостоять и сами тюремщики: в разговоре с ним они никогда не позволяли себе непристойных шуток, столь распространенных на Соловках, где не только чекисты-охранники, но и большинство уголовников считали какой-то необходимостью то злобно, то с грубым добродушием поиздеваться над "опиумом". Нередко охранники, как бы невзначай, называли его владыкой. Обычно — официальным термином "заключенный". Кличкой "опиум", попом или товарищем — никогда, никто» (Б. Ширяев «Неугасимая лампада»).
Свт.Иларион Троицкий отошел ко Господу, когда ему было всего 43 года, а в гробу лежал старик, которому на вид можно было дать все 80. Митрополит Серафим Чичагов (ныне священномученик) добился разрешения взять тело для погребения, с почестью облек его в свое белое архиерейское облачение и похоронил святителя в соответствии с его саном.
За 500 лет до Р.Х. Аггей пророчествовал в Иерусалиме вместе с пророком Захариею. Святой Аггей убеждал народ достроить второй Иерусалимский храм и возвещал, что в этом храме надлежит "Слову Безначальному в последних временах явитися".
Сооружение храма было сопряжено с большими трудностями, но главным препятствием было то, что прежнее горячее усердие иудеев охладело. Они устремили свою деятельность на другое, занялись строением и украшением собственных домов, полагая, что еще не приспело время строить дом Божий.
И вот в сие время посылает Господь к иудеям пророка Аггея с обличением и угрозами, а также и обещанием высшей помощи, и пророчеством о превосходстве и величии второго храма пред первым.
Святой Аггей указывал иудеям на религиозное равнодушие, в котором кроется главная причина всех бед. С помощью Божиею и при содействии пророков Аггея и Захарии были преодолены все препятствия, и храм, начатый в 520 г. до Р. Х., был окончен в 516 году.
За 500 лет до Р.Х. Иерусалим был завоеван царем вавилонским Навуходоносором; храм, воздвигнутый Соломоном, был разрушен, а множество народа израильского отведено в плен. Среди них были знатные юноши Даниил, Анания, Азария и Мисаил, которых Навуходоносор распорядился обучать и воспитывать в роскоши при своем дворе. Все премудрости вавилонской учености внедрялись в их умы, но юноши свято хранили заповеди своей веры.
Однажды Навуходоносор увидел поразивший его сон, но, проснувшись, забыл его. Вавилонские мудрецы оказались бессильны помочь царю. Тогда святой пророк Даниил прославил перед всеми силу истинного Бога, открывшего ему не только содержание сна, но и его пророческое значение. После этого Даниил был возведен царем в сан начальника Вавилона.
Вскоре за отказ поклониться статуе царя Навуходоносора три отрока - Анания, Азария и Мисаил - были ввергнуты в пылающую печь. Но, о, чудо! Пламя опаляло стоящих рядом халдеев, а святые отроки ходили посреди пламени, вознося молитву Господу и воспевая Его. Ангел Господень, явившись, охладил пламя, и отроки остались невредимы. Царь, увидев это, повелел им выйти и обратился к Богу истинному.
При царе Валтасаре св.Даниил истолковал таинственную надпись, появившуюся на стене во время пира, предвещавшую падение Вавилонского царства.
При царе Дарии св. Даниил, по наветам своих врагов, был брошен в ров со львами, но они не тронули его, и он остался невредим. Царь Дарий повелел всем поклоняться Богу Даниилову, "потому что Он есть Бог Живый и Присносущий, и царство Его несокрушимо, и владычество Его бесконечно".
Св. пророк Даниил глубоко скорбел о своем народе, претерпевающем справедливую кару за множество грехов и беззаконий, за преступление заповедей Божиих - тяжкий плен вавилонский и разорение Иерусалима. Святому пророку, праведной жизнью и молитвой искупавшему беззакония своего народа, была открыта судьба народа Израиля и судьбы всего мира.
После смерти родителей, знатных бояр, пре¬зрев мирские почести и земное богатство, пошел он из Рос¬сии за Урал к Верхотурью, но, избегая мирской суеты, не стал селиться в самом городе, известном тогда центре торговли, а выбрал для жительства небольшое село Меркушино (53 км от Верхотурья), где жил как простой странник, скрывая свое дворянское происхождение. Он часто странствовал по окрестным селам и деревням или уединялся на берегах реки Туры - занимался ловлей рыбы и молитвенными беседами с Богом. Тут же, под открытым небом, он учил вере Христовой окрестных жителей, среди которых было много язычников.
В зимнее время Симеон шил шубы. Занимаясь шитьем шуб, он жил в домах крестьян. Заказчики же всегда ругали его за то, что, когда работа его уже близилась к концу, он что-нибудь не дошивал (рукав, или воротник) и внезапно исчезал. Так святому удавалось избежать людской благодарности и уклониться от платы за свой труд.
Много молился святой Симеон об укреплении в вере новопросвещенных жителей Сибири, молился коленопреклоненно на камне в дремучей тайге. Скончался сей угодник Божий, когда ему было лишь 35 лет. Столь ранняя смерть последовала от его чрезмерного воздержания и поста.
Господь прославил Своего угодника спустя 50 лет после кончины святого. Жители с. Меркушино чудесным образом обрели открывшееся нетленное тело праведника, имя которого они забыли. Гроб Симеона Верхотурского поднялся из могилы, так что в нём стали видны его останки. Вскоре от явившихся мощей стали совершаться многочисленные исцеления. Была назначена комиссия. Митрополит Сибирский Игнатий, убедившись в нетленности мощей св. Симеона, воскликнул: «Свидетельствую, что воистину сей праведник подобен Алексию, митрополиту Московскому, или же Сергию Радонежскому, ибо он сподобился от Бога нетления, подобно сим светильникам веры Православной».
Благодаря многочисленным Молва о чудесных исцелениях от мощей праведного Симеона Верхотурского распространялась всё более. В начале XX в. число богомольцев, стекавшихся для поклонения святым останкам праведника, достигало 60000 человек в год. В 1913 году был построен Крестовоздвиженский собор, рассчитанный на 8-10 тысяч человек, в который в 1914 году были торжественно перенесены святые мощи праведного Симеона.
В 1926 году святые мощи кощунственно вскрыты и переданы в Нижне-Тагильский краеведчиский музей. Но православный народ не забыл праведного Симеона. Он шел к нему на поклонение и в музей, оплачивая билеты любой стоимости, какая бы ни требовалась. Когда же началось прямое паломничество в музей, мощи были изъяты из экспозиции и в 1935 году увезены в Свердловский музей атеизма, располагавшийся в Екатеринбурге в Ипатьевском доме (место расстрела Царской Семьи). После 1946 г. мощи упрятали в запасники Областного исторического музея, где они чудом уцелели до наших дней. За годы советской власти несколько раз рассматривался вопрос об уничтожении мощей или их захоронении, но Промыслом Божиим святыня была сохранена. В 1992 г. мощи св. Симеона были торжественно перенесены в восстановленный Крестовоздвиженский собор, где и почивают ныне.
Святой праведный Симеон Верхотурский считается духовным покровителем Урала и Сибири. От его святых мощей до сих пор продолжают истекать различные чудеса и исцеления. Особенно часто сибиряки обращаются с молитвами к Верхотурскому чудотворцу при глазных болезнях и всевозможных параличах.