Родителями Девы Марии были праведные Иоаким и Анна. Они были женаты много лет и вели праведную жизнь, но Бог не дал им детей, что в иудейской традиции расценивалось как знак греховности или Божиего неблаговоления к супругам. В один из праздников Иоаким пришел в Иерусалим, и первосвященник не принял его даров на основании того, что Иоаким не оставил потомства Израилю.
Огорчившись, Иоаким ушел в пустыню, где постился и возносил молитву Господу сорок дней и сорок ночей. Анна, оставшись дома без Иоакима, тоже молилась Господу, чтобы даровал ей дитя; при этом она дала обет - посвятить своего ребенка Богу. В это время обоим супругам было видение ангела, возвестившего о том, что Бог услышал их молитвы и у них родится Дочь, которую они назовут Марией, и о которой будут говорить во всем мире.
После этого благовестия Иоаким с радостью вернулся назад, а Анна уже вышла встречать его у Золотых ворот Иерусалима, как велел ей ангел. Через 9 месяцев у них родилась Дочь – Пресвятая Дева Мария.
Некий беззаконник, проводя жизнь в грехах, однако имел обыкновение преклоняться перед образом Божией Матери и приносить ей архангельское приветствие: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою». Как-то, собравшись идти на греховное дело, он, даже не задумываясь о кощунственном своем деянии, снова обратился к Богородице с молитвой. Неожиданно страх и трепет объял его: Божия Матерь явилась на иконе живой, а у Божественного Младенца открылись язвы на руках, ногах и в боку, и оттуда потекла кровь. Пав на землю, грешник вскричал: «О, Госпожа, кто это сделал?» – «Ты и прочие грешники, – отвечала ему Божия Матерь, – вновь распинаете Моего Сына. Вы называете Меня милосердной, зачем же вы оскорбляете Меня своими беззаконными делами?» Потрясённый до глубины души, с сокрушенным сердцем раскаявшийся грешник молил Бога о прощении его грехов и просил Божию Матерь умолить Сына Своего, чтобы Он простил его. С тех пор бывший грешник стал жить чистой и богоугодной жизнью.
Так Божия Матерь даровала грешнику уже нечаянную им радость прощения и оставления грехов, а события эти послужили поводом к написанию образа «Нечаянная Радость». Под образом обыкновенно помещаются первые слова повести «Человек некий беззаконный...». Известны сохранившиеся чудотворные списки иконы «Нечаянная Радость», например, в московских храмах пророка Илии в Обыденном переулке и в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной роще.
В 1744 году свт. Иоасаф был назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Самоотверженно трудился святитель на этом посту, отдавая много сил восстановлению монастыря после пожара. В 1748 г. он был хиротонисан во епископа Белгородского.
На архиерейской кафедре святитель большое внимание уделял образованию духовенства, соблюдению устава и церковных традиций. Бóльшую часть его времени занимали поездки по епархии, при этом. он старался сделать свои посещения необременительными для приходов: предпочитал останавливаться не в домах богатых помещиков, а в жилищах священников или крестьян, часто простаивая целую ночь на молитве.
Однажды, остановившись на ночлег в доме приходского священника, в то время отсутствовавшего, Иоасаф никак не мог уснуть от охватившего его необычайного страха. Дабы рассеяться, он начал рассматривать лежащие на полке вместе с домашнею посудою свернутые бумажки. Велик был ужас святителя, когда он заметил, что в одной из этих свернутых бумажек хранились Святые Дары. Положив святыню пред собою на столе, он коленопреклоненно, всю ночь провел в молитве, отвращая кару небесную от нерадивого пастыря. Но земная кара не избежала несчастного священника. Когда наутро он явился домой, святитель немедленно лишил его священного сана и даже исключил из духовного звания.
А как-то на собрании духовенства святитель заметил очень старого священника (130-ти лет) и из беседы с ним узнал, что причина томительного долголетия - нераскаянный грех: местный помещик опоздал к Литургии и заставил священника совершить ее вторично, что каноном запрещено. После первого же возгласа священник услышал: «Не дерзай, проклят будешь!» В исступлении несчастный сказал: «Сам ты проклят!» - и продолжил Литургию. Святитель ужаснулся и сказал: «Ты проклял Ангела Хранителя святого места, и это причина твоего долголетия». Святитель взял походную церковь и отправился с покаявшимся священником в поле, на место бывшей церкви, благословил его отслужить Литургию и во время ее совершения усердно молился, преклонив колени. По окончании Литургии священник прочитал после отпуста молитву праведного Симеона Богоприимца. Затем святитель благословил его и сказал: «Прощаю и разрешаю тя от всех твоих грехов». Примиренный с Богом и совестью, старец припал к подножию престола и скончался.
После кончины тело святителя стояло в храме во гробе открыто два с половиной месяца, потому как назначенные для участия в погребении высокие особы были задержаны разлитием рек. За это время тело не предалось тлению и не потеряло обычного цвета и вида. Через 150 лет мощи святителя были найдены по-прежнему нетленными. Из записи комиссии по освидетельствованию мощей:
"… все тело, платье, гроб, ни мало не повредились, выключая, что уже не так новы, как были. Лице немного почернело и видно от сырости, заплеснело, руки заскорбли; у ног следы засохли, а в икрах еще мягковаты".
А ведь тело пролежало полтораста лет в сырой пещерке!
В 1911 году, свт. Иоасаф был причислен к лику святых. Инициатором канонизации был император Николай II. Все члены царской фамилии участвовали в торжествах, длившихся целую неделю, также, как и при прославлении прп. Серафима Саровского. В Белгород, с населением тогда в 40 тыс. человек, прибыло до 200 тыс. паломников.
И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.
Святитель Феофан Затворник: «…Исцелены десять прокаженных, а благодарить Господа пришел только один. Не такова ли пропорция благодарных среди людей, благодетельствуемых Господом? Говоришь: "да у меня все горести, бедность, болезни, напасти". Что же, и это в числе способов к стяжанию вечного блаженства: потерпи. Всю жизнь твою и мгновением нельзя назвать в сравнении с вечностью. Даже если бы и всю жизнь подряд пришлось пострадать, и то ничто против вечности, а ты еще имеешь минуты утешения. Не смотри на настоящее, но попекись сделать себя достойным того, что готовится тебе в будущем, Тогда и горестей не заметишь».
Свт. Лука (Войно-Ясенецкий) о прп. Герасиме Иорданском (V в.). Однажды он увидел льва. Зверь лежал на песке, тяжело дышал и лизал лапу. В лапу попала заноза, и льву было очень больно, он даже не мог ходить. Св. Герасим, ничего не боясь, подошел к огромному страшному зверю, взял его лапу и вынул занозу. И что же? Лев был так благодарен св. Герасиму, что с тех пор оставался с ним, до самой его смерти. Когда же св. Герасим умер, то лев лег на его могиле и никуда оттуда не уходил, пока сам не умер.
Затем свт.Лука рассказывает о своём знакомом, тоже враче, который, увидев однажды на дороге больную собаку, взял ее к себе и вылечил. Собака была так же благодарна ему, как лев св. Герасиму. Она всю жизнь ходила за ним, не раз приводила к нему других больных собак и молча просила его и этих собак исцелить.
Как многому должны мы научиться у этих благодарных животных!
Когда Господь исцелял десять прокаженных, Он знал, что девять из них окажутся неблагодарными, но тем не менее исцелил всех. Он изливал Свою милость на всех - и достойных, и недостойных. Он страдал на Кресте Голгофском ради нас, недостойных, и ради тех, кто отверг Его, кто предал Его смерти. Это мы должны помнить.
Будем же всегда помнить безмерное Божие милосердие к нам, неблагодарным и грешным.
C 1911 по 1919 гг. исполнял должность доцента МДА по кафедре догматического богословия. За защиту магистерской диссертации «Воскресение Христово. Опыт Православно-мистической идеологии догмата», вызвавшей самый острый за всю историю М Д А. диспут, в котором принимали участие все ведущие богословы того времени. ему была присуждена 2-я премия митрополита Макария. После защиты Александр Михайлович получает степень магистра, назначается на должность доцента Академии, а уже через месяц становится профессором МДА. В 1919 году, в связи с закрытием Духовной Академии, Александр Михайлович уезжает к себе на родину в село Макавеево Рязанской губернии. В 1922-1924 годах, в разгар антицерковных гонений, он исповеднически принимает священство и служит вместе со своим отцом в родном селе. 10 (23) декабря 1937 г. протоиерей Александр был расстрелян в пределах Рязанской области.
Преподобный Даниил Столпник родился в Месопотамии (долина рек Тигра и Евфрата, в н.вр. включает в себя Ирак, Турцию и Сирию). Мать его Mapфа долго была бесплодной и в молитвах дала обет, если родится ребенок, посвятить его Господу. Молитва была услышана, и Марфа вскоре родила сына, который до 5 лет рос без имени. Родители мальчика хотели, чтобы рожденный по благоволению Божиему также от Бога получил бы и имя. Они привели сына в находившийся поблизости монастырь и обратились к игумену. Игумен велел подать одну из Богослужебных книг и, наугад развернув ее, нашел в ней слова пророка Даниила (память 17 декабря). Так отрок получил имя. Родители просили, чтобы мальчик остался в монастыре, но игумен не принял его, так как тот был еще очень мал. В 12 лет, никому не говоря, отрок ушел из дома в монастырь. Родители обрадовались, когда узнали, где находится сын, и пришли в монастырь. Увидев, что он еще ходит в мирской одежде, они умолили игумена постричь его в Ангельский чин. В воскресный день игумен исполнил их просьбу, но запретил им часто посещать сына. Братия обители удивлялась подвигам инока.
Однажды вместе с игуменом монастыря Даниил посетил святого Симеона Столпника (память 1 сентября), который предрек юному монаху, что и он понесет подвиг столпничества. Преподобный Даниил продолжил подвижническую жизнь в затворе. Когда в видении ему было указано место нового подвига, он удалился во Фракийскую пустыню вместе с двумя учениками, где они достроили столп, на котором преподобный Даниил провел 33 года. К столпу стекались люди, несчастные и вольные, и все получали от преподобного Даниила помощь и исцеление. Молитв святого подвижника испрашивали византийские императоры. Из многочисленных предсказаний преподобного наиболее значительным было пророчество о сильном пожаре в Константинополе. Преподобный Даниил обладал еще и даром благодатного слова. Он наставлял многих на путь исправления жизни.