Александр Невский

Календарь, события, творчество Православной Гимназии


Православные праздники в декабре


1 декабря – Мученика Платона († 302 или 306).

За открытую проповедь христианства он был схвачен и приведен в храм Зевса на суд к правителю Агриппину. Судья вначале пытался лестью склонить святого к отречению от Христа. Он уверял юношу, что тот мог бы сравниться по уму с самим великим философом Платоном, если бы поклонялся языческим богам. На это святой Платон ответил, что мудрость философа, хотя и велика, но преходяща и ограниченна, а истинная, вечная и безграничная мудрость заключена в Евангельском учении. Святого Платона подвергли страшным истязаниям. Но ни кипящие котлы, ни раскаленное железо, ни острые крючья не поколебали святого мученика. Тогда в обмен на жизнь и свободу ему предложили лишь произнести слова: "велик бог Аполлон". "Не хочу согрешить и словом", - отвечал мученик, после чего был обезглавлен.


2 декабря - Прпп. Варлаама и Иоасафа, царевича Индийского, и отца его Авенира царя (IV).

В Индии, некогда получившей христианскую веру через благовествование святого апостола Фомы, правил царь Авенир, идолопоклонник и жестокий гонитель христиан. Когда у него родился сын Иоасаф, царский звездочет предсказал, что царевич примет гонимую его отцом христианскую веру. Желая предотвратить предсказанное, царь приказал выстроить для царевича отдельный дворец и распорядился, чтобы царевич не услышал ни одного слова о Христе и его учении. Но однажды царевич испросил у отца разрешения выезжать за пределы дворца и увидел, что существуют страдания, болезни, старость и смерть. Это навело его на размышления о суетности жизни, и стал он пребывать в тяжких раздумьях.

В то время в далекой пустыне мудрый отшельник преподобный Варлаам Божиим откровением узнал о страждущем в поисках истины юноше. Под видом купца он отправился в Индию, где объявил, что привез с собой чудодейственный драгоценный камень, исцеляющий болезни. Приведенный к царевичу Иоасафу, прп. Варлаам стал излагать ему христианское вероучение. Юноша уразумел, что драгоценный камень есть вера в Господа Иисуса Христа, уверовал в Него и пожелал принять святое Крещение. Окрестив царевича, преподобный Варлаам заповедал ему пост и молитву и отошел в пустыню.

Узнав, что сын стал христианином, царь устроил прение о вере между христианами и язычниками, на которое под видом Варлаама явился маг и чародей Нахор, который должен был признать себя в прении побежденным и так отвратить царевича от христианства. Через видение во сне св. Иоасаф узнал об обмане и пригрозил Нахору лютой казнью. Но в прениях Нахор сам уверовал во Христа, раскаялся, принял Крещение и удалился в пустыню. Тогда Авенир выделил сыну половину царства. Став царем, св. Иоасаф восстановил христианство в своей стране, отстроил церкви и, наконец, обратил в христианство своего отца царя Авенира. Вскоре после Крещения царь Авенир преставился, а святой царевич Иоасаф оставил царство и ушел в пустыню на поиски своего учителя старца Варлаама.

Два года странствовал он по пустыне, терпя напасти и искушения, пока нашел пещеру прп. Варлаама, спасавшегося в безмолвии. Старец и юноша стали подвизаться вместе. Когда приблизилось время кончины преподобного Варлаама, он отслужил литургию, приобщился Святых Таин и причастил святого Иоасафа и с тем отошел ко Господу, пробыв в пустыне 70 лет из прожитых ста. Святой Иоасаф остался в той же пещере, продолжая пустыннический подвиг. Он пробыл в пустыне 35 лет, отошел ко Господу, достигнув шестидесятилетия. Преемник святого Иоасафа по царству, Варахия, по указанию некоего отшельника, нашел в пещере нетленные и благоуханные мощи обоих подвижников, перенес их в свое отечество и предал погребению в церкви, воздвигнутой преподобным царевичем Иоасафом.


2 декабря – Священномученика Сергия (Махаева), протоиерея (†1937).

Отец Сергий не был простым требоисполнителем, но истовым проповедником и пастырем. Дела милосердия сблизили отца Сергия с Великой княгиней Елизаветой Феодоровной. По ее просьбе, он начинает обучать Закону Божию будущих сестер Иверской общины. Об успехе его воспитательской деятельности свидетельствует образ Иверских сестер, который донесли до нас воспоминания старейших сотрудников больницы, работавших с ними уже в советское время: «Они были не такие как мы, какие-то особенные. Они никогда не оставляли больного, если он в чем-то еще нуждался. Даже если рабочий день уже давно закончился. Это для них не имело значения».

Наступил 1917-й год. Отцу Сергию пришлось искать заработок на государственной службе. Благодаря своей блестящей образованности и эрудиции он устроился в юридический отдел Замоскворецкого Совдепа. Но и сотрудником Совдепа, отец Сергий продолжал свое служение. Занимая эту немаловажную должность, он пытался, как мог, помочь замоскворецким приходам, смягчая по возможности государственный нажим на Церковь. Вот запрос, в котором Моссовет «требует объяснить, на каком основании Замоскворецким Совдепом, вместо ликвидации, домовые церкви сохранены и сданы группам верующих».

Православные москвичи хорошо знали и любили доброго пастыря. Отец Сергий продолжал преподавать и Закон Божий, за что дважды был в предварительном заключении, но, по милости Божией, осужден не был. На него было написано донесение с просьбой «принять меры к ликвидации махаевщины».

В 1924 году обновленцы захватили церковь Петра и Павла на Большой Якиманке, настоятелем которой он был, и его причисляют к храму Св. Марона Чудотворца. В 1937 году отец Сергий был назначен настоятелем Благовещенского собора города Ногинска (Богородска), но прослужил в нем всего несколько месяцев. 22 ноября 1937 года отец Сергий был арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации» и заключен в тюрьму города Ногинска. Через три дня после ареста тройка при УНКВД СССР по Московской области постановила: «Махаева Сергея Константиновича расстрелять». 2 декабря 1937 года приговор был приведен в исполнение на полигоне в Бутово.


2 декабря - Святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского (†1867)

Крупнейший русский православный богослов XIX века, заслуженно считающийся одним из самых образованных иерархов Русской Православной Церкви. С 1808 — монах, с 1809 — профессор философских наук в С.-Петербургской Духовной академии, с 1812 по 1819 — её ректор, в 1814 — первый доктор богословия в России. В 1819 назначен архиепископом Тверским, в 1820 переведён на ярославскую кафедру. С 1821 и до самой смерти — Московский архипастырь. В 1994 — канонизирован. Московскую кафедру он возглавлял 46 лет. Если бы эта кафедра была тогда первоиераршей, мы могли бы смело сказать, что он занимал ее дольше всех.

На годы его служения выпало немало испытаний: мистические идеи, охватившие тогда общество, попытка государственного переворота в декабре 1825 года («восстание декабристов»), сложность положения православной Церкви в синодальный период и даже страшная эпидемия холеры в Москве. В Россию приходило так называемое «мирское» христианство, когда «любовь к Богу» «соглашается приносить жертвы Богу, только чтобы ей не возбранялось принимать жертвы от мира» - так писал об этом святитель.


3 декабря – Святителя Прокла, архиепископа Константинопольского († 446-447).

Святой Прокл был учеником свт. Иоанна Златоуста (+ 407, память 13/26 ноября), сподобился быть свидетелем явления апостола Павла своему учителю. Стараниями свт. Прокла мощи свт. Иоанна Златоуста были перенесены из Коман в Константинополь.

Во время патриаршества Прокла империю постигло разрушительное землетрясение, продолжавшееся несколько месяцев. В Вифинии, Геллеспонте, Фригии рушились города, исчезали с лица земли реки, в безводных прежде местах возникали губительные наводнения. Константинопольцы во главе с Патриархом и императором выходили из города и совершали молебны о прекращении невиданного по силе бедствия.

Во время одного молебна из толпы был невидимой силой поднят в воздух мальчик и унесен на такую высоту, где человеческий взгляд уже не мог его видеть. После того, как через некоторое время целым и невредимым отрок был опущен на землю, он рассказал о том, что там слышал и видел, как Ангелы, славя Бога, поют: "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный". Весь народ подхватил эти слова, добавив к ним: "помилуй нас" - и землетрясение прекратилось. Эту молитву поют за Богослужением до сего дня.


4 декабря – Введение во храм Пресвятой Богородицы

Когда Деве Марии, исполнилось три года, святые праведные родители Ее, Иоаким и Анна, решились исполнить данный ими обет – отдать на служение Богу рождённое ими дитя. Созвали они в Назарет, где жили, всех своих родственников из царского и архиерейского рода, – ибо сам праведный Иоаким был из царского рода, супруга же его, святая Анна, была из рода архиерейского, – а также хор непорочных дев; и приготовили много свечей. Так, устроив все, они отправились в путь от Назарета до Иерусалима.

Через три дня они достигли Иерусалима и торжественно повели в храм трехлетнюю отроковицу. Впереди Нее шел хор девиц, с зажженными свечами, а святые родители с нежностию и честию вели Дочь свою между собою. За ними, держа в руках свечи, радостно следовало все множество родственников, соседей и знакомых, на удивление всему Иерусалиму.

Святые Ангелы стеклись видеть преславное введение Пречистой Девы Марии. Соединившись с видимым хором непорочных дев, невидимый хор безплотных чинов шел окружая Ее, как избранный сосуд Божий. Хор пел некоторые песни из псалмов Давида. Сами же святые праведные родители Иоаким и Анна имели на устах своих такую песнь праотца Давида: «Слыши, дщи (дочь), и виждь, и приклони ухо твое, и забуди люди твоя и дом отца твоего: и возжелает Царь доброты твоея, зане той есть Господь Твой, и поклонишися Ему» (Пс.44:11–12).

Навстречу этому славному введению Богоотроковицы вышли священники, служившие во храме, и с песнопениями встретили Пресвятую Деву. Праведная Анна сказала первосвященнику: «Приими, пророк, Дочь мою, данную Богом; приими и, введши, посади Ее на горе святыни, в приготовленном Божием жилище, ничего не допытываясь, до тех пор, пока Бог, призвавший Ее сюда, не откроет окончательно Своей воли о Ней».

Было там пятнадцать ступеней на церковном входе, по числу пятнадцати степенных псалмов, ибо на каждой из этих ступеней всходившими для служения священниками и левитами был пет отдельный псалом. Вот поставили праведные родители пренепорочную отроковицу на первой ступени. Она тотчас весьма скоро пошла сама собою по прочим ступеням, никем не ведомая и не поддерживаемая и поднялась на самую верхнюю ступень, укрепляемая невидимою силою Божиею. Удивились все, увидев трехлетнюю отроковицу, поднявшуюся по этим ступеням так скоро, а особенно дивился этому великий первосвященник Захария. Как пророк, он, по откровению Божию, проразумевал будущее сей Девы.

«О, чистая Отроковица! Ты благословенна между женами! Ты в высшей степени прославлена чистотою, Ты запечатлена девством, Ты – разрешение клятвы Адама!» - воскликнул он.

Захария радостно ввел Отроковицу во Святая Святых, говоря Ей так: «Иди, исполнение моего пророчества, иди совершение Господних обетований, иди, Свет лежащих во тьме, иди, новейший Божественнейший Дар».

Отроковица, весьма радуясь, шла в дом Господень. Хотя и была мала Она возрастом, всего только трех лет, но была совершенна по благодати Божией, как избранная Богом прежде сложения мира.

Так Пречистая и Преблагословенная Дева Мария введена была в храм Господень. При этом первосвященник Захария совершил необычайное и для всех удивительное дело: он ввел отроковицу в самую «Святая Святых», куда нельзя было входить не только женщинам, но даже и священникам, а мог туда входить только первосвященник, однажды в год. Там первосвященник Захария отвел Пречистой Деве место для молитвы. Всем же прочим девам, живущим во храме, отводилось место для молитвы между церковью и алтарем. Ни одной из них нельзя было даже подходить к алтарю; Пречистой же Деве не было запрещено ежечасно входить во внутренний алтарь и молиться там. Сделано было это первосвященником по таинственному вразумлению Божию. Он понял, что Отроковица эта более его достойна всегда предстоять пред Лицом Божиим. Поэтому, нисколько не усомнившись и не остановившись, дерзнул, вопреки закону, ввести Ее во Святая Святых.

Праведные родители Иоаким и Анна, вручив дитя свое воле Отца Небесного, принесли дары Богу, жертвы и всесожжения, и, получив благословение от первосвященника и всего собора священников, возвратились, со всеми своими сродниками домой, и устроили там пир, веселясь и благодаря Бога.

Пречистая Дева Мария с начала жизни своей в доме Господнем, отдана была в помещение для девиц, ибо храм Иерусалимский, построенный Соломоном, имел много жилых помещений. К стенам храма пристроены были девяносто каменных зданий для жительства в них разных лиц; отдельно жили девы, вдовицы и мужи. Все они служили Господу при храме и получали пропитание от доходов храма. Остальные здания отведены были для пребывания странников и пришельцев, приходивших издалека на поклонение в Иерусалим.

К Деве Марии были приставлены девицы, по летам более взрослые и искусные в писании и рукоделии. Святые родители, Иоаким и Анна, часто посещали Ее; Анна, как матерь, особенно часто приходила посмотреть на свою Дочь и поучать Ее. Как говорит о том святой Епифаний: «Пречистая Отроковица отличалась силою ума и любовью к учению; Она не только поучалась в Священном Писании, но и упражнялась в прядении шерсти и льна и в шитье шелком. Благоразумием своим Она удивляла всех; рукоделью Она так научилась, что им могла впоследствии добывать себе пропитание; Она своими руками сделала Господу Иисусу хитон, не сшитый, но весь тканый».

Пречистой Деве (говорит тот же Епифаний), как и другим девицам, обычная пища подавалась от храма; но ее съедали нищие и странники, ибо Она питалась хлебом небесным. Обыкновенно Она пребывала во Святом Святых, принимая сладкую пищу от Ангела. Святой Андрей Критский так говорит: «Во Святом Святых Она принимала необычайную и нетленную пищу».

Целые ночи и большую часть дня Она проводила в молитве, входя для того во Святое Святых. Для рукоделья же возвращалась в свое жилище. Так, большую часть жизни своей Она проводила во внутренней скинии, а не в отведенном Ей жилище, за рукодельем. Потому-то всеми учителями Церкви согласно говорится, что Пречистая Дева, до двенадцатого года, всю свою жизнь провела во Святом Святых, так как оттуда редко выходила в свое помещение.

Вот как Иероним описывает жизнь Ее в младшем возрасте: «Блаженная Дева, еще в детстве и младенчестве своем, жизнь проводила по строгому порядку, от раннего утра до третьего часа дня стояла на молитве; от третьего до девятого упражнялась в рукоделье или чтении книг; от девятого часа снова начинала свою молитву, и не прекращала ее до тех пор, пока не являлся Ей Ангел, из рук которого Она обыкновенно принимала пищу. Так все более и более возрастала Она в любви к Богу».

А что являлся Ей Ангел и приносил пищу, это видел своими глазами первосвященник Захария, о чем рассказывает святой Григорий Никомидийский, говоря: «Когда Захария был в алтаре, то увидел, что кто-то необычайного вида, беседует с Девою и подает Ей пищу. Это был явившийся Ангел; и удивился Захария, размышляя в себе: что это за новое и необычайное явление? Видом подобен Ангелу, и говорит со святою Девицею; бесплотный по образу приносит пищу, питающую плоть, невещественный по природе подает Деве вещественную корзину. Ангельское явление здесь бывает одним только священникам, и то не часто; к женскому же полу, да еще к такой юной Девице, пришествие Ангела, видимое теперь, совершенно необычайно. Что будет из этого? Что благовествовать приходить Ангел? И какого свойства приносимая им пища? Из какого хранилища она берется? И кто приготовил ее? Какая рука сделала этот хлеб? Она в младенчестве сподобилась таких даров, что Ей служат бесплотные. Что это такое? Не на Ней ли сбудутся предсказания пророков? Не Она ли цель нашего ожидания? Не от Нее ли приимет естество хотящий придти спасти род наш? Как счастлив ты дом Израилев, из которого прозябло такое семя! Как счастлив и я, наслаждающийся таким видением и приготовляющий эту Деву в невесту Слову».

Это слова Георгия Никомидийского. Подобно ему говорит и Иероним: «Каждый день посещали Ее Ангелы, и если бы меня спросил кто-нибудь: как Пречистая Дева проводила там время юности, – я отвечал бы: сие известно Самому Богу, да Архангелу Гавриилу, неотступному Ее хранителю, с прочими Ангелами, часто приходившими к Ней и с любовию беседовавшими с Нею».


4 декабря – дата начала создания Остромирова Евангелия - древнейшей русской рукописной книги.

В 1056 году в Новгороде Великом диакон Григорий начал работу по переписыванию Евангелия, предназначавшегося для драгоценного вклада в Новгородский Софийский собор и чтения за богослужением. Заказал эту работу именитый новгородский посадник Остромир (отсюда название книги).

Особый интерес представляет месяцесловная часть рукописи: в ней содержатся памяти святых не только Восточной Церкви, но и Западной. Это дает основание полагать, что Остромирово Евангелие является, быть может, последним, сохранившимся до наших дней литургическим памятником, отразившим единство христианской Церкви.

Евангелие написано на высококачественном пергамене – особо выделанной коже молодых животных (обычно телят). Рукопись выполнена «уставом» – стилем, восходящим к византийскому унциальному письму (вид каллиграфии), для которого характерна особая четкость и строгость начертания знаков. Такой тип письма требует высокого мастерства писца и значительного времени, поскольку каждый элемент буквы пишется отдельным движением с отрывом пера от пергамена.

С 1806 года рукопись хранится в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге. В 80-е годы XIX века было предпринято фотолитографическое издание Остромирова Евангелия, что сделало его широко известным в России: в средних и высших учебных заведениях по нему читали тексты при изучении старославянского языка. Каждый гимназист мог ответить на вопрос об Остромировом Евангелии.

А что сейчас? Подавляющее большинство людей церковных, с высшим образованием, не чуждых интереса к истории, или вообще ничего не знает о первой русской книге, или имеет самые неопределенные понятия, в лучшем случае полагая, что это нечто вроде «Слова о полку Игореве» или «Повести временных лет». А ведь Остромирово Евангелие – свидетель нашей тысячелетней истории. Живой нитью эта книга связывает нас с эпохой начала русской книжности, государственности и святости. Увы, вспоминаешь горькие слова Пушкина, как нельзя более применимые к нашему времени: «Мы ленивы и нелюбопытны».

В 2011 году Остромирово Евангелие внесено ЮНЕСКО в реестр «Память мира», объединяющий наиболее значимые памятники мирового культурного наследия.