Умирать всегда страшно. Еще страшнее, наверное, ждать неминуемой смерти… Но человек тем и отличается от зверя, что любовь и долг для него подчас сильнее страха смерти. Есть люди, которым легче умереть, чем предать свою веру и тех, кто верит в них самих.
Именно такими людьми были благоверные князья Михаил Черниговский (память 20 сентября/3 октября 1245 г.) и Михаил Тверской. В разное время жили они, по-разному складывались их судьбы, но объединило их одно – оба предпочли принять мученическую смерть, но не отреклись от православной веры, явив всем русичам пример стойкости и мужества.
(В.И. Супрун. «Православия святые имена»).
Святой апостол Филимон и его супруга Апфия жили в городе Колоссы во Фригии. По принятии Крещения от святого апостола Павла они обратили свой дом в дом молитвы, где собирались все верующие во Христа колоссяне и совершались Богослужения, и посвятили себя служению больным и обездоленным.
Апостол Филимон был поставлен епископом города Газы и проповедовал Слово Божие по всей Фригии. Святой апостол Павел не оставлял его своим руководством. К нему направил первоверховный апостол свое полное любви Послание, в котором посылает благословение "Филимону возлюбленному и сотруднику нашему, и Апфии, сестре возлюбленной, и Архиппу, сподвижнику нашему, и их домашней церкви" (Флм. 1, 1 - 3).
В гонение Нерона (54 - 68) святые Филимон и Апфия, а также живший в Колоссах святой апостол Архипп приняли мученическую кончину. Во время языческого праздника разъяренная толпа ворвалась в христианский храм, когда там совершалось богослужение. Все в страхе разбежались, остались только святые Филимон, Архипп и Апфия. Их схватили и повели к градоначальнику. Святого Архиппа озверевшая толпа избила и изрезала ножами, и по дороге на суд он скончался. Святые Филимон и Апфия, по приговору правителя, были побиты камнями.
Внук Владимира Мономаха, полководца и дипломата, одного из величайших и наиболее почитаемых русских святых, любимейшего во все времена народом князя, одного из талантливейших государственных деятелей нашей истории.
Свои таланты ему пришлось проявить в тяжелейшее время разорения Руси. Среди основных вех его биографии защита западных рубежей от немцев, литовцев, разгром на реке Неве (1240 г.) и крупнейшее сражение с тевтонцами на берегу Чудского озера (Ледовое побоище, 1242 г.).
Александр Невский — это сложнейшая и тончайшая дипломатия в Орде, где он добился высокого положения, стал любимцем хана Бату, побратимом хана Сартака, сохранил положение и влияние при хане Берке – первом мусульманине, который оказался во главе Орды.
Это успокоитель Новгорода, восставшего против Ордынской переписи. Он же добился неприменения каких-либо репрессий к новгородцам за это восстание и избиение ордынских чиновников.
Это человек, который защитил от разграбления Владимирскую землю в дни Неврюевой рати, когда неразумная антиордынская политика младшего брата Александра - князя Андрея Ярославича привела к карательной экспедиции золотоордынских войск под командованием Неврюя.
Это человек, которому довелось делать колоссальный по своему значению выбор. Ослабленная Русь могла стать щитом, а может быть даже и острием меча Запада против Орды, растратить свои силы на защиту Запада от Орды и даже на экспансию Европы в направлении Востока, окатоличившись и феодализировавшись при этом. Но был и другой выбор – остаться с Ордой и быть вассалом Орды, что, конечно, было не очень приятно. Это была небезопасная игра. Мы знаем примеры, когда русские князья, хотя и были вассалами, а не рабами, погибали в Орде - Михаил Черниговский, Михаил Тверской. Но, тем не менее, такое положение не требовало от русских стать ордынцами и сохраняло Россию в будущем, как страну Православной веры и восточно-христианской культуры. Если бы не Александр Невский, может быть, восточно-христианский культурный регион уже и не существовал бы.
Ах, как мало мы это ценим! Выбор Александра Невского был не менее важным выбором в нашей истории, чем, если хотите, выбор святого равноапостольного князя Владимира. По сути, ведь это опять был выбор веры.
Святой Александр Невский прославлен как благоверный князь, т.е. как христианский правитель. Правителем быть вообще тяжело. Но тысячекратно тяжелее быть христианским правителем. Необходимо принимать властные решения, применять силу, быть повинным в смерти человеческой, а иногда даже и в смерти многих людей. Как устрашился перед Куликовской битвой потомок Александра, святой благоверный князь Димитрий. Почему? Мамая устрашился?! Нет! А только лишь того, что он многих и многих поведет на смерть.
А искушение властью?! Власть, как известно, развращает. И вместе с тем, власть необходима. Слабая власть может иногда повлечь больше ужаса и больше крови, чем власть жестокая.
У Александра Невского на протяжении всей его жизни мы не найдем поступка, бросающего тень на него с нравственной стороны. У многих можно найти, а вот у Александра мы этого не найдем. Ничего, ни одного пятна.
А эпоха его была страшнее любой. Вероятно даже страшнее эпохи Николая Второго. Ибо Государь-мученик мог полагать, что он мученик во благо будущего России, что это не конец, Россия останется православной. А при Александре Невском разваливалось все.
Русь была невероятно слаба. На нее нападали со всех сторон: с Запада – венгры, поляки, литовцы, немцы, шведы – практически вся граница, на всей протяженности, была либо враждебной, либо, как литовская, опасной. И восточная граница была примерно такая же: от Волжской Булгарии до Сарая и южных степей дальше. Вот почему у Александра Невского могло быть меньше надежды, чем у Николая Второго.
Александр Невский спасал Русь, а Русь вовсе не хотела, чтобы её спасали. Он отбивал врагов от Новгорода, отводил от Новгорода ордынский гнев, а новгородцы ему на ворота вон указывали.
И еще. В 1261 году в Орде основывается епархия, явно не без участия Александра Невского. Конечно, митрополитом Кириллом, и это великий деятель нашей истории, но не без участия Александра Невского. Документов, это подтверждающих, нет, но совершенно невозможно в этом сомневаться. Через год он поедет в Орду и перед этим там был. Кафедра была миссионерская и открыта она была с явным стремлением крестить Орду. Куликово поле потребовалось только потому, что, увы, мы не сумели просветить Орду. Наверное, многие согласятся, что величайшим подвигом Руси была бы не победа в этой битве, а христианское просвещение Орды.
Александр Невский трудился один. У него мало было сторонников и помощников. Здоровенный красивый смелый воин не дожил до 43 лет. Версия его убийства мало достоверна. Орда слишком нуждалась в Александре, чтобы его убить. Разве что попытаться представить очень сложный ход убийства западным агентом, сумевшим как-то прокрасться в окружение Александра в бытность его в Орде в последний приезд в 1263 г. - маловероятный вариант. Скорее же всего, он просто надорвался, потому что нес русский народ на руках, подобно библейскому Моисею.
Житие святого Александра Невского - урок нам всем, образец. Особенно тем, кто не имеет надежды на светлое будущее России. У Александра Невского, скорее всего, тоже не было серьезной надежды.
Что же им тогда руководило? Только чувство долга.
Мы встречались с такими святыми. Они были, когда погибал Рим, как, скажем, прп. Венедикт Нурсийский. Они были, когда погибала Византия, как святитель Григорий Палама.
И Россия в неменьшей степени погибала в середине XIII в. Ничего, кроме чувства долга, не было у Александра Невского. Но он победил. Он оказался прав. Мы теперь это видим.
(По материалам бесед Владимира Леонидовича Махнача (1948-2009) на радио «Радонеж» (с сокращениями).
До сорокалетнего возраста святитель жил в миру: был женат, имел сына и служил сельским приходским священником. Лишившись супруги, священник Михаил принял постриг с именем Митрофан. Через три года был избран настоятелем Успенского Яхромского Космина монастыря, которым управлял 10 лет, возведен в сан архимандрита, а в 1682 г. назначен на вновь образованную Воронежскую кафедру.
Всегда сам со страхом Божиим совершая свое служение, он стремился зажечь дух пастырской ревности в сердцах подчиненных ему пастырей. По прибытии в Воронеж Святитель, прежде всего, учитывая трудность времени и низкое нравственное состояние духовенства и паствы, разослал по епархии Окружное послание, в котором призывал к исправлению.
«Честные иереи Бога Вышнего! — писал Святитель. — Вожди стада Христова! Вы должны иметь светлые умные очи, просвещенные светом разумения, чтобы вести других по правому пути. По слову Господа, вы должны быть самим светом: «вы есте свет миру» (Мф. 5, 14)...
За время 20-летнего епископства святителя Митрофана количество храмов в епархии возросло с 182 до 239 и основано 2 монастыря. Святитель ревностно заботился о нуждах паствы: искоренял нестроения и беспорядки в обителях, утверждал в них жизнь по иноческому уставу, утешал всех без различия звания и состояния. Его дом служил гостиницей для странников и лечебницей для больных.
Особую страницу составляют его взаимоотношения с царем Петром I. Как патриот, святитель всячески содействовал преобразованиям Петра I, необходимость и цель которых хорошо понимал. При постройке флота в Воронеже Святитель убеждал народ всемерно помогать Петру, сам отдавал все свои средства, сознавая, что они идут на благо Родины. Это было очень важно, так как многие считали устройство флота делом бесполезным.
Однако при этом никогда он не поступался строгостью православных убеждений, не боясь навлечь на себя царский гнев. Святитель не одобрял слишком тесного общения царя с иноземными иноверцами и бездумного восприятия их обычаев. Как-то он отказался посетить воронежский дворец царя из-за находившихся в нем языческих статуй. Когда разгневанный Петр стал грозить ему смертью, святитель начал готовиться к ней, предпочитая умереть, нежели одобрить неприемлемые для православного человека языческие ритуалы. Исповедничество епископа устыдило Петра, он убрал статуи, мир был восстановлен, и с того времени царь проникся еще большим уважением к святому.
Скончался святитель Митрофан 23 ноября 1703 года, в глубокой старости. Гроб с телом святителя нес до усыпальницы сам Петр. Прощаясь, он сказал: «Не осталось у меня такого святого старца».
Екатерина была завидной невестой: дочь правителя Александрии, необыкновенно красива, блестяще образована. Но тщетно юноши из самых именитых семейств искали ее руки. Она сказала, что выйдет замуж лишь за того, кто будет подобен ей по знатности, богатству, красоте и мудрости. Мать (тайная христианка) повела ее к старцу, который сказал девушке, что знает Юношу, превосходящего ее во всем, ибо «красота Его светлее солнечного сияния, мудрость Его управляет всем созданием, богатство Его разливается по всему миру, а высота рода Его – неизреченна» и велел молиться Царице Небесной, Матери Небесного Жениха, о даровании видения Ее Сына.
В ту же ночь св. Екатерине было видение - Матерь Божия просила Своего Сына посмотреть на коленопреклоненную перед Ними Екатерину. Но Младенец отвратил Свой лик от Екатерины, сказав, что не может смотреть на нее, ибо она безобразна, худородна, нища и безумна, как и всякий человек, не омытый водами святого Крещения. Потрясенная Екатерина поспешила к старцу. Вняв его объяснениям, мудрая дева поняла превосходство истинной христианской веры над языческой и приняла святое Крещение. И вновь св. Екатерине было видение. Теперь Божественный Отрок милостиво взирал на нее, Пресвятая Дева взяла руку девицы, и Отрок надел ей прекраснейший перстень. Пробудившись, Екатерина увидела на своей руке кольцо – дар Небесного Жениха. С тех пор Екатерина совершенно переменилась: стала скромной, кроткой, милостивой, и только одна цель воодушевляла ее - жить для Христа./p>
Как раз в это время город готовился к большому языческому празднику. Александрию наполняли шум толпы, разнузданные песни жрецов, крики жертвенных животных, всюду смрад и дым - кровью курились жертвенные алтари. Приносились и человеческие жертвы – на смерть в огне обрекали исповедников Христа. Видя такой разгул, Екатерина явилась в языческий храм к императору Максимину Даза - язычнику и преследователю христиан. Девушка стала говорить ему об истинном Боге, призывая одуматься и не губить душу свою и своих подданных. Максимин не нашелся, что ответить - красота Екатерины пленила его. Чтобы показать ей торжество языческой мудрости, император созвал 50 ученейших мужей империи. Но Екатерина легко одержала над ними победу, доказав превосходство учения Христа над «языческой мудростью». Максимин попытался соблазнить св. Екатерину богатством и славой, но, получив гневный отказ, бросил ее в темницу.
Императрица Августа, супруга Максимина, узнав о мудрости и добродетелях Екатерины, пожелала взглянуть на нее. Вместе с военачальником Порфирием и отрядом из 200 солдат ночью тайно они пришли к Екатерине в темницу. Побеседовав с ней, они тоже уверовали во Христа и приняли христианскую веру. Под угрозой колесования Екатерине вновь предложили принести жертву языческим богам. Но святая исповедала Христа, и сама пошла к колесам. И Ангел сокрушил страшное орудие казни: чудесным образом колеса с острыми гвоздями разлетелись на куски и перебили многих язычников. Святая же осталась невредима. Увидев это чудо, Царица Августа стала укорять своего мужа, как он дерзает восставать против Самого Бога. Открыто перед всеми Августа, царедворец Порфирий и 200 воинов исповедали веру во Христа, за что тут же были обезглавлены. Св. Екатерину приговорили к усечению мечом. Святые мощи вмц. Екатерины хранятся на горе Синай в монастыре, который с XI в. стал носить ее имя.
Святой великомученик Меркурий, скиф по происхождению, служил воином в римской армии. Нечестивые императоры Декий (249 - 251) и Валериан (253 - 259) издали закон, повелевавший всем римским гражданам поклоняться языческим богам и осуждавший на смерть христиан.
В это время на Римскую империю напали варвары, и император Декий выступил в поход с большим войском. В одном из сражений святому Меркурию явился Ангел Господень и подал ему меч со словами: "Не бойся, смело иди на врагов. Когда победишь, не забудь Господа Бога твоего". С этим мечом святой воин прошел сквозь варварские полчища, уничтожил множество врагов и убил самого царя варваров, обеспечив победу римлянам. Благодарный император щедро наградил святого Меркурия за храбрость и сделал его военачальником.
Святому воину, получившему великие почести и богатство, вновь явился Ангел Господень, напоминая ему, Кем была дарована победа, и призывая к служению Господу. Святой Меркурий вспомнил, что и отец его, Гордиан, исповедовал христианскую веру, крестился и всей душой устремился ко Христу. Он отказался участвовать в торжественном жертвоприношении языческим богам и был призван к грозному императору. Открыто назвав себя христианином, Меркурий бросил к ногам императора воинский пояс и мантию и отказался от всех почестей. В темнице святому Меркурию снова явился Ангел Господень, укрепил его и призвал мужественно претерпеть все страдания за Христа.
Святого мученика растянули над огнем, резали ножами, били плетьми так, что кровь из его ран гасила огонь. Но каждый раз, когда его бросали в темницу умирающим от ран, святой Меркурий получал от Господа полное исцеление, утверждая пред нечестивцами великую силу веры Христовой. Осужденный на смертную казнь, святой сподобился видения Самого Господа, обещавшего ему скорое избавление от мучений. Великомученика Меркурия обезглавили в Кесарии Каппадокийской. Его святое тело благоухало миром и фимиамом, подавая исцеления многим больным.
Уже по смерти своей воин Христов, соединившийся с Церковью Небесной, сослужил воинскую службу на благо Церкви земной. По молитве святителя Василия Великого перед иконой Пресвятой Богородицы об освобождении христиан от гонителя христианской веры Юлиана Отступника (361 - 363) Заступница рода христианского послала святого воина Меркурия в помощь от Церкви торжествующей к Церкви воинствующей. Образ святого великомученика Меркурия, изображенный на иконе рядом с образом Пречистой Богородицы, стал невидимым, а затем вновь показался с окровавленным копьем.
В этот самый момент Юлиан Отступник был пронзен на Персидской войне копьем неизвестного воина, тотчас ставшего невидимым. Окаянный Юлиан, умирая, воскликнул: "Ты победил, Галилеянин!"
Святой Климент был Апостолом от 70-ти, одним из ближайших учеников Апостола Петра, от которого и принял Святое Крещение.
Святой Климент был блестящим оратором. Однажды на праздник Пасхи после его проповеди крестилось сразу 424 человека. Язычники, обеспокоенные успехами христианского иерарха, донесли о нём императору Траяну, обвинив в неуважении к римским богам. Разгневанный император велел изгнать Климента из столицы и приговорил его к ссылке в Инкерманские каменоломни недалеко от Херсонеса Таврического (территория совр. Крыма) - традиционное место ссылки христиан.
Нелегкая жизнь сосланных христиан на каменоломнях была особенно тяжела из-за отсутствия питьевой воды. По молитве свт. Климента, Ангел Господень указал место источника. Это чудо привлекло к святому Клименту множество людей. Каждый день крестилось по пятьсот и более человек. В каменоломнях был вырублен храм, в котором он проповедовал.
В 101 году, по приказу императора, Климент был умерщвлен; его утопили, бросив в море с грузом на шее. Но, по молитвам христиан Херсонеса, море вдруг отступило от берега, и люди, пройдя по его дну, как по суху, нашли тело святого Климента лежащим в красивой пещере, будто в церкви. Христиане хотели взять мощи, однако им было откровение от Господа оставить тело на месте. С тех пор каждый год море в эти дни отступало от берега на семь дней, так что можно было подойти к мощам, многие верующие получали исцеления. В течение 700 лет море открывало мощи святителя, а потом перестало.
По прошествии же еще 50 лет пришли в Херсонес равноапостольные Кирилл и Мефодий, почитавщие св. Климента. После многих молений они пришли к морю в надежде, что оно отступит, как прежде и откроет им мощи священномученика, но Богу было угодно иное. Внезапно море озарилось светом, и мощи святого вышли из воды. Архиереи благоговейно их взяли, принесли в город и положили в церкви. При этом совершилось множество исцелений. Святые братья Кирилл и Мефодий верили, что святой Климент покровительствует их миссионерской деятельности и делу просвещения славянских народов.
Как показало время, это действительно было так. Через несколько лет братья принесли к папскому престолу переведенные на славянский язык богослужебные книги и мощи св. Климента. И во многом благодаря принесенным мощам, миссия моравских братьев закончилась удачно: славянские книги были освящены папой, и в Риме впервые на богослужении наряду с латынью зазвучала славянская молитва. Это было равносильно чуду!
Родился и вырос святитель Петр в Александрии. Еще в отрочестве он знал на память все Священное Писание, был высокообразован, занимал должность начальника Александрийской школы. За свою подвижническую жизнь святой Петр был прославлен от Господа даром чудотворений еще при жизни. Во время преследования христиан при императорах Диоклетиане и Максимиане он был изгнан из города. Побывав во многих областях империи, святой Петр вновь вернулся в родной город, чтобы в это опасное время снова лично возглавить Александрийскую Церковь. Святитель тайно посещал заключенных в темнице христиан, поддерживая в них твердость в вере, помогал вдовам и сиротам, проповедовал Слово Божие, непрестанно молился и совершал Богослужения. И Господь хранил его от рук гонителей. В это смутное время на Церковь Христову восстал Арий, отрицавший Божество Иисуса Христа. Святой Петр выступил против него, проклял еретика и отлучил его от Церкви.
Под мудрым окормлением святого Петра Александрийская Церковь, несмотря на гонения, крепла и умножалась. Но вот, по приказу императора Максимиана (305-311), святитель был схвачен и заключен в темницу. Отлученный им Арий, видя близкую кончину святого, предпринял лицемерную попытку вернуться в лоно Церкви. Пресвитерам, пришедшим просить о помиловании Ария, святитель Петр открыл тайну, что не сам отлучил его, но по воле Спасителя, Который явился ему в образе двенадцатилетнего отрока, в разорванной сорочке, с лицом сияющим, как солнце. На вопрос Святителя «Кто Тебе, Спасе, ризу раздрал?» Спаситель сказал: «Арий безумный раздрал Мне ее, ибо разделил людей Моих, которых Я стяжал кровию Моею. Тебя хотят просить, чтобы ты простил ему, но ты не слушай их, не принимай в стадо волка».
Множество людей собралось у места заключения архипастыря, выражая свое негодование. Желая избежать народного мятежа и кровопролития, святитель направил властям письмо, в котором предлагал разобрать заднюю стену темницы с тем, чтобы его смогли тайно от народа вывести на казнь. Темной ночью святой Петр cам вышел навстречу палачам, которые вывели его за городские стены и обезглавили на том же самом месте, где некогда был казнен святой апостол Марк, основатель Александрийской Церкви. Голос с неба, который слышала одна святая дева в ту ночь, возвестил: "Петр - начало Апостолов, Петр - конец александрийских мучеников". Кровь праведника, скончавшегося мученическою смертью, принесла свои плоды. Его мучители впоследствии стали христианами и также пострадали за Христа.
Утром, узнав о кончине своего епископа, толпы людей направились к месту казни, взяли тело и голову мученика, принесли в церковь и, облачив в епископские одежды, посадили на время отпевания на горнем месте. При жизни святой Петр садился лишь на подножие его, потому что, по словам святителя, видел Божественный свет, окружающий горнее место, и не дерзал, по смирению, всходить на него.
Святой Петр, великий ревнитель Православия, известен и как глубокий Богослов. Выдержки из его книги "О Божестве" зачитывались на Ефесском и Халкидонском Соборах. Из его сочинений наиболее известны и высоко ценимы Церковью "Покаянные Правила", получившие на VI Вселенском Соборе общецерковное каноническое достоинство.
У русских князей, начиная с равноапостольного князя Владимира, существовал благочестивый обычай основывать храмы в честь своих Небесных покровителей.
Князь Ярослав Мудрый, во святом Крещении Георгий (978 - 1054), построил в Киеве храм и мужскую обитель в честь святого великомученика Георгия. Это один из первых монастырских храмов в Киеве. Сразу же после Крещения в 988 году Русь стала предощущать себя будущей преемницей православной Византии, а Киев преемником Царьграда. В Киеве, по аналогии с Константинополем, был уже выстроен и свой собор в честь Софии Премудрости Божией. И вот напротив Софии великим князем Ярославом Мудрым был поставлен храм во имя его ангела-хранителя Георгия Победоносца.
День освящения - 26 ноября (между 1051 и 1054 гг.) - был выбран не случайно: именно в этот день происходило освящение одного из четырех Георгиевских храмов Константинополя. Не случайно и сам чин освящения совершал не грек, обычно занимавший в то время Киевскую кафедру, а первый русский митрополит Иларион. В честь этого события Ярослав «заповеда по всеи Руси творити праздник святого Георгия». Этот день стал праздноваться по всей Русской земле, как день святого Георгия Победоносца. Церковь была разрушена, возможно, вследствие общего упадка древней части Киева после разорения города ордами хана Батыя в 1240 году. Позднее храм был возобновлен; уничтожен в 1934 году.
Святой Стилиан родился в Пафлагонии в Малой Азии, между 400 и 500 годами. Достигнув совершеннолетия, святой Стилиан раздал имущество бедным, и, преисполненный облегчения и радости, сказал: "Я скинул тяжелый якорь, который держал меня на привязи желаний моего падшего тела. Отныне открыт передо мной путь к истинной жизни".
Господь даровал преподобному Стилиану благодать покровительства малышам. Однажды, принимая людей, нуждавшихся в совете и утешении, он возложил руку на страдающего ребёнка и почувствовал силу Господню, которая изошла из него через эту руку на дитя, которое исцелилось. С тех пор к святому Стилиану пошли люди отовсюду. Матери днями шли по пустыне, отыскивая его пещеру. Они падали перед святым на колени и молили о своем ребенке. Святой Стилиан брал его на руки и со слезами просил у Бога исцеления. И всегда получал его. Кроме того, по молитвам святого бесплодные женщины становились многодетными матерями. Даже после успения святого женщины, прибегавшие к иконе святого Стилиана, всегда получали исцеление от болезни бесплодия.
Святой Стилиан посвятил себя детям не только страдавшим физически, но и нуждавшимся в духовном окормлении. Семьи из всех слоёв общества доверяли святому воспитание своих детей. Нуждающихся в окормлении было так много, что пришлось искать большее помещение и звать на помощь своих друзей-отшельников. Быть может, это был первый в мире детский сад, куда матери без страха могли поместить своих детей.
Святого Стилиана помнили всегда улыбающимся. Он дожил до глубокой старости, и по преданию, когда он был похоронен, его лицо сияло светом Господним и было озарено легкой улыбкой.
Преподобного Стилиана почитают особенно в Церквях греческой традиции. На Руси его имя осталось малоизвестным.