Будущий святитель родился ок.1680 г. в семье священника. Блестяще закончив Киевскую духовную академию, он был затребован в Москву, а оттуда взят в Санкт-Петербург, где в то время только основывалась будущая Александро-Невская Лавра и уже в 1720 году нес послушание наместника Лавры. В 1721 году иеромонах Иннокентий был посвящен в сан епископа и назначен в Пекинскую духовную миссию в Китай
Год без малого добирался он со своею свитою (два иеромонаха, иеродиакон и пять певчих с тремя служителями) до Иркутска, а оттуда за Байкал, до пограничного с Китаем Селенгинска. Здесь им предстояло дожидаться решения пекинских чиновников о праве на въезд. В то время в Пекине большое влияние приобрели иезуиты, которые склоняли местных чиновников не принимать русского епископа. И повод для отказа был найден. В письме с просьбой о разрешении на въезд владыка Иннокентий был назван «богдо» — то есть «великий», а у китайцев такое обращение было принято только к императору, и потому де двум великим особам быть одновременно в Китае невозможно. Не последнюю роль в ситуации с отказом во въезде в Китай сыграли интриги Иркутского архимандрита Антония (Платковского), которому очень уж хотелось самому быть начальником китайской миссии.
В ожидании новых указаний из Святейшего Синода епископ Иннокентий оставался в Селенгинске безвыездно три года. Из-за какой-то бюрократической неразберихи жалование ему не платили (а назначено ему за руководство епархией было не мало - 1500 руб.в год) и вынужден был содержать себя и свиту подаяниями доброхотов. Чтобы не умереть с голоду, добывали себе пропитание рыболовством или нанимались на работы к местным хозяевам и тем кормились. Наконец, кое-как нашли приют на даче Троицкого Селенгинского монастыря. Чтобы не даром есть монастырский хлеб, владыка и его диакон писали для храма иконы. Но не без Промысла Божия совершалось это вынужденное его «сидение» в Селенгинске: оказалось оно весьма полезным для проповеди Слова Божия среди местных монгольских племен.
Наконец в 1727 году святитель Иннокентий был назначен епископом Иркутским и Нерчинским и приступил к управлению новообразованной епархией. Обширность и малонаселенность епархии, большое количество различных народностей (бурят, монголов и др.), не просвещенных Христовой верой, бездорожье и бедность - все это делало пастырский труд святителя Иннокентия тяжелым, а жизнь его полной лишений. Святитель неутомимо трудился над устройством епархии, укреплением ее духовной жизни, о чем свидетельствуют его многочисленные проповеди, пастырские послания и предписания. По-прежнему не получая жалования, он умудрялся на скудные средства иркутского Вознесенского монастыря еще содержались две открытые при нем школы - монгольскую и русскую.
Владыка не отличался крепостью здоровья, особенно страдал головными болями, но подвигов своих, ни молитвенного, ни смирения плоти, не оставлял. На теле носил власяницу, поверх которой всегда был подрясник из шкуры лося и кожаный с железной пряжкой пояс, молиться любил в пещере за монастырской оградой, а по ночам был у него обычай обходить Вознесенский храм и молиться на него с четырех сторон. Очень любил владыка и делать что-либо своими руками: днём помогал тянуть сети тем, кто был на рыболовном послушании, а по ночам шил для учеников обувь (чарки) или чинил себе подрясник.
Но главным делом его жизни была проповедь Слова Божия язычникам, во множестве проживавшим вокруг Иркутска. Он обращал монголов-скотоводов к святой Церкви не то, что семьями, но целыми стойбищами. Так, из новокрещенных бурят образовалось целое поселение Ясачное.
Владыка не раз поражал современников своей духовной прозорливостью. Однажды летом его просили отслужить Божественную Литургию в отдаленном селении. «Хорошо, — согласился владыка, — отслужим. Но только вперед съездим по лету, а назад по зиме». На следующий стали понятны слова владыки: выпал такой снег, что пришлось возвращаться на санях. А как-то при совершении крестного хода начался ливень, и все промокли до нитки. И только святительских одежд не коснулась ни одна капля!
25 ноября (ст. ст.) 1731 года святитель просил братию молиться о себе, а после Литургии отслужить параклис. 27 ноября святителя Иннокентия не стало.
С 1804 года установлено празднование памяти святителя Иннокентия 26 ноября ст.ст. – в день, предшествующий дню его преставления, так как 27 ноября ст.ст. совершается празднование иконе Божией Матери "Знамение".
В 1160 г. святой князь Андрей Боголюбский обратился в Царь град к патриарху с просьбой об учреждении особой митрополии для Северо-Восточной Руси, отправив в Византию своего кандидата в митрополиты – архимандрита Феодора. Патриарх Лука Хризоверг согласился посвятить Феодора, но не в митрополиты, а лишь во епископа Владимирского. В 1167 году из Царьграда был прислан новый митрополит Константин II, потребовавший, чтобы епископ Феодор явился к нему для утверждения. Святой Андрей вновь обратился в Царьград за подтверждением самостоятельности Владимирской епархии и с просьбой об отдельной митрополии. В ответ пришел категорический отказ и требование подчиниться Киевскому митрополиту. Исполняя долг церковного послушания, св. Андрей убедил епископа Феодора с покаянием поехать в Киев для восстановления канонических отношений с митрополитом. Покаяние епископа не было принято. Без соборного разбирательства митрополит Константин осудил его на страшную казнь: Феодору отрезали язык, отрубили правую руку, выкололи глаза, после чего утопили.
Это было время тяжких междоусобиц. Не только церковные, но и политические дела Южной Руси потребовали решительного вмешательства великого князя Владимирского. Князь Ан¬дрей желал дать первенство Ростово-Суздальской области над всеми русскими землями, подчинив своей власти Новгород и Киев. 8 марта 1169 года войска союзных князей во главе с сыном Андрея Мстиславом овладели Киевом. Русские летописи рассматривали это событие как заслуженное возмездие: «Се же здеяся за грехи их (киевлян), паче же за митрополичью неправду». Сам князь Андрей оставался во Владимире и в походе не участвовал. Захваченый город он отдал на княжение младшему брату своему Глебу. Решение князя стало поворотным событием в русской истории, показавшим, что центр русской государственной жизни переместился на север. Древняя столица утеряла свое былое значение, и вместо Киева теперь стала Владимирская Северная Русь, где была сильная единодержавная княжеская власть.
В том же 1169 году князь двинул войска и на непокорный Новгород. Все новгородцы денно и нощно молились об избавлении города. Святой архиепископ Иоанн, молившийся пред образом Иисуса Христа, услышал глас: «Иди в церковь Святого Спаса на Ильину улицу, и возьми икону Святыя Богородицы, и постави ю на острог противу ратных». Когда икону переносили, в крестный ход полетели стрелы, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. И обратилась икона лицом к городу, и святые слезы потекли из глаз ее. «О великое и преславное чудо! Не суть то слезы, но милостивое Знамение» - восклицает летописец. Так осажденным был дан знак (знамение), что Царица Небесная молится о них пред Сыном Своим. В тот самый миг непонятный страх овладел нападающими, и новгородцы легко одержали победу.
Спасение Великого Новгорода заступничеством Божией Матери легло в основу истории прославления иконы Пресвятой Богородицы, за которой так и закрепилось название - "Знамение". В 1356 году икона из храма была с торжеством перенесена в воздвигнутый новый храм «Знамения Пресвятой Богородицы», впоследствии ставший собором Знаменского монастыря.
Считается, эта икона находится в Великом Новгороде, в Соборе Святой Софии Премудрости Божией. В 1978 году во время исследования иконы в Институте реставрации (ГосНИИР) на лике Богородицы, в глазу, был обнаружен кончик стрелы из металла XII века.
После чудесного знамения от Новгородской иконы, на Руси появились иконы Божией Матери, называемые в честь этого события «Знамение».
Недалеко от Саровской пустыни находилась Серафимо-Понетаевская женская обитель. Название свое она получила по имени преподобного Серафима Саровского. Одна из сестер монастыря в 1879 году написала для обители образ «Знамение» Божией Матери. Вскоре икона прославилась дивными чудотворениями и стала главной святыней обители. Первое прославление образа совершилось 14 мая 1885 года, в 9 часов вечера, когда несколько монахинь вдруг были поражены переменой, совершившейся с образом. Они заметили, что лик Пресвятой Богородицы на иконе стал особенно просветленным, а взор Ее поочередно останавливался на сестрах, с трепетом и благоговением взиравших на чудесное явление. Эти изменения происходили в течение четверти часа, а в 12 часов ночи снова повторились. На следующий день икона с почестями была перенесена из келий игуменского корпуса, где помещалась ранее,в монастырский храм. Вскоре множество верующих стали поклоняться святому образу, по молитвам своим ко Пресвятой Богородице и Ее чудотворной иконе, получая исцеление от недугов.
древний чудотворный образ, принесенный в дар царю Алексею Михайловичу, как полагают, одним из восточных патриархов - святителем Афанасием Константинопольским. Благоговейно принятая царем икона Знамения Богоматери стала с тех пор фамильной, глубоко почитаемой в царской семье святыней.
Петр I перенес икону в новую столицу. Перед смертью он, по преданию, благословил иконою свою дочь Елизавету Петровну, как будущую наследницу престола. Перед восшествием своим на престол, когда ее уговаривали произвести дворцовый переворот - арестовать правительницу Анну Леопольдовну и малолетнего императора Иоанна VI - Елизавета долго молилась перед этой иконой, прежде чем решилась поехать поднять восстание. Быстрый и успешный исход предприятия, доставившего ей престол, набожная императрица приписала прежде всего Божественной помощи. Елизавета велела написать по сторонам иконы лики св. Алексия, человека Божия, и апостола Петра, имена которых носили первые обладатели иконы: дед и отец Елизаветы, а в середине - праведных Захарии и Елисаветы, в честь собственного дня Ангела. Церковь в Царском Селе, начавшую строиться, Елизавета решила посвятить образу Знамения Пресвятой Богородицы.
Во времена народных бедствий перед иконою совершались молебны, например, во время чумы 1771 года, холеры 1831 года. Заступлением Богоматери страшные эпидемии почти не коснулись Царского Села. Внизу иконы на золотой дощечке вырезаны слова: «За спасение от эпидемии приими, милосердая Владычице, Покровительнице града Царского Села, сии перлы, яко слезы благодарности, орошающие Твою пречистую ризу, от усердных рабов Твоих и впредь помилуй нас».
В Рязани одна вдова, страдавшая пристрастием к вину, заложила в корчемнице свою домашнюю икону «Знамение». Богобоязненный корчемник взял у вдовы икону и поставил в свою божницу. Наутро протрезвевшая вдова, ужаснувшись своим деянием, собрала деньги и выкупила у корчемника икону Божией Матери. Однако на следующий день икона из дома вдовы исчезла, а корчемник с удивлением увидел эту икону Богородицы снова в своей божнице. Раскаявшаяся вдова с этих пор неожиданно для всех бросила пить, а икона так и осталась в корчемнице, получив в народе такое необычное название. По молитвам перед иконой «Корчемная» Божия Матерь часто оказывала помощь многим, к Ней обращающимся.
После того, как корчемница в 1850 году прекратила существование, икону Богородицы передали в церковь преподобного Симеона Столпника. Здесь икона Божией Матери простояла вплоть до закрытия храма в советские времена. После закрытия церкви чудотворный икона Божией Матери «Знамение» «Корчемная» сохранялся в одном благочестивом рязанском семействе. В настоящее время она находится в Свято-Иоанно-Богословском монастыре Рязанской епархии. Список с чудотворной иконы пребывает в Рязани, в Николо - Ямском храме, являющемся подворьем обители.
Возлюбив Господа, в молодые годы он принял монашеский постриг в небольшой Конырьской обители, расположенной в 48 верстах от Ростова, где впоследствии был избран игуменом. В 1386 году был возведён в сан епископа Ростовского. Однако недолго святитель Иаков возглавлял Ростовскую кафедру. Около 1389 года Ростовская княгиня Феодора, осужденная за преступление на смерть, обратилась за помощью к святителю, умоляя спасти ее от казни. Святитель Иаков, следуя примеру Спасителя, велел бросить в нее камень тому, кто считал себя безгрешным. Князь, бояре и горожане, недовольные таким судом, отменившим их приговор, изгнали архипастыря из Ростова. Выйдя из города, святитель подошел к озеру Неро, разостлал на воде свою святительскую мантию, и, осенив себя крестным знамением, поплыл на ней, как в лодке, управляемый благодатью Божией. Удалившись от города версты на полторы, святитель Иаков вышел на берег озера Неро и построил небольшую келлию для уединенных подвигов. Вскоре к нему за духовным советом стали приходить городские жители. Некоторые из них оставались со святым угодником Божиим. Для них святитель построил келлии и деревянную церковь в честь Зачатия святой праведной Анны - так было положено основание Иаковлевскому монастырю. Ростовцы, осознавшие свое заблуждение, раскаялись и просили св. Иакова возвратиться на архипастырскую кафедру, но праведник не пожелал оставить своей уединенной обители.
С 7 лет стал он юродствовать, взяв на себя подвиг постничества (всю жизнь в пищу употреблял лишь хлеб и разваренные сухие ягоды, по праздникам – чай с мёдом), и подвиг молчания («разговаривал» при помощи жестов и отдельных звуков, хотя не был лишён дара речи). Даже зимой он мог всю ночь молиться под стенами собора или на колокольне, а иногда его видели ползающим возле ограды храма и целующим низенькие ее столбики; спал всегда мало, на досках или голом полу, милостыню раздавал нищим, был очень кроток, обладал даром прозорливости и исцеления, усмирял бесноватых. иан Аравийские (17/30 октября). Наиболее почитаемые были Косма и Дамиан Ассийские.
Некоторые поступки его казались странными и безрассудными, но всегда приводили к благу. Например, вытащив кляп из бочонка с маслом в лавке торговца, Андрей сохранил людей от смертельной опасности, так как в бочонке нашли мертвую змею. В другой раз, вбежав в дом одной мещанки, блаженный выхватил из печки раскаленный чугунок со щами и, разбив его, убежал. На дне обнаружили огромного паука. Часто блаженный хватал руками раскаленный металл, целовал кипящий самовар, нередко обливаясь при этом кипятком, но всё это не причиняло ему ни малейшего вреда.
Святой Андрей смиренно и кротко переносил все поношения, издевательства, а то и побои: стоял, потупя взор и опустив голову. Это вызывало растерянность обидчиков, а иногда и вразумление о подвиге блаженного. Жителям Симбирска, приходившим в Саров, прп. Серафим Саровский говорил: «Зачем это ко мне, убогому, вы трудитесь приходить? У вас лучше меня есть, Андрей ваш Ильич».
Скончался 27 ноября 1841 года в Симбирске, был похоронен при огромном стечении народа в Симбирском Покровском монастыре. По свидетельству очевидцев, от тела подвижника исходило благоухание. На могиле блаженного на народные пожертвования была возведена величественная чугунная часовня с золочеными маковками. Ее разрушили в 1930-е годы...
В этот день в 1937 году на Бутовском полигоне были расстреляны священномученики Иоанн Смирнов, Феодор Дорофеев, преподобномученики Кронид (Любимов), Ксенофонт (Бондаренко), Серафим (Крестьянинов), служившие в Троице-Сергиевой лавре и храмах Загорского района. К сожалению, зачастую мы не интересуемся житием этих угодников Божиих и не обращаемся к ним молитвенно, хотя они особенно нам близки, так как их жизнь, служение и подвиги происходили на нашей земле и были тесно связаны с храмами, в которых мы часто молимся.
После кончины Патриарха Тихона ОГПУ волновал вопрос о так называемом «завещании» Патриарха Тихона, им не подписанном, однако после его смерти опубликованном. Церковный историк Сергей Павлович Мансуров в письме к Местоблюстителю доказывал необязательность следования «завещанию», и следователь стал добиваться от архиепископа Николая (Добронравова), одного из ближайших сподвижников Патриарха Тихона, ответа, что тот знает об этом письме.
Священник Сергей Сидоров, арестованный по тому же делу, вспоминал впоследствии:
«Помню серую мглу сумерек... хриплый крик Тучкова и нечленораздельный возглас... следователя, который все время целился поверх моей головы в окно маленьким браунингом. На очную ставку со мной привели Архиепископа Николая. Он вошел, взглянул... на меня и остановил внимательный взгляд свой на следователе... Утомленные глаза были холодно-строги. Встав со стула, следователь разразился такими воплями, что звякнули стекла дверей и окон. Высокопреосвященный Николай властно прервал его: "Выпейте валерьянки и успокойтесь. Я не понимаю звериного рычания и буду отвечать вам тогда, когда вы будете говорить по-человечески. И спрячьте вашу игрушку"... Следователь спрятал револьвер и вежливо стал спрашивать владыку... Во время этого допроса владыке удалось совершенно обелить Сергея Павловича Мансурова...
Уже позднее я с ужасом узнал об издевательствах над ним, о его сидении в подвале тюрьмы и о постоянных ночных допросах. И с тем большей благодарностью я склоняюсь перед величием его духа, благодаря которому владыке удалось спасти многих и сохранить многие церковные тайны. В московской тюрьме особенно ярко выявился его строгий и правдивый лик, смелый лик человека, забывающего о себе и готового к смерти за веру. Много благодарен я ему лично за свою судьбу. Как-то после непрерывных допросов, вымотанный и нравственно, и физически, я уже был готов сдаться и оклеветать и себя и друзей. Пробило четыре часа утра, и тут на очную ставку снова привели архиепископа Николая. "Я требую, - сказал владыка, - чтобы вы оставили в покое Сидорова. Я его знаю как нервнобольного человека, а Вам, - обратился он ко мне, - я запрещаю говорить, что бы то ни было следователю, запрещаю властью епископа". Меня увели в коридор, откуда я слышал неистовую ругань следователя.
Вряд ли эти мои строки будут прочтены... но если... близкие прочтут их, пусть они склонятся перед дивным ликом архиепископа Николая, некогда в застенках ГПУ избавившего меня от самого большого несчастья - от выдачи друзей врагам веры и Церкви».
Архиепископ Николай (Добронравов) был расстрелян 10 декабря 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.