Александр Невский

Календарь, события, творчество Православной Гимназии


Православные праздники в декабре


18 декабря – Святителя Гурия, архиепископа Казанского и Свияжского, чудотворца (†1563).

Святитель Гурий, первый архиепископ Казанский, родом из дворян бывшего городка Радонежа, в мире именовался Григорием. В молодых летах вступил Григорий в услужение к князю Ивану Пенькову. Князь так был так им доволен, что поручил ему управление всем домом. Но прочие служители князя из зависти к Григорию возвели на него клевету, что он находится в преступной связи с княгинею. Князь приказал посадить Григория в подземелье, в котором томился невинный страдалец два года.

Это подорвало его здоровье, но укрепило и углубило религиозное чувство. В темнице узник писал небольшие книжки для обучения детей грамоте. Деньги за вырученные азбуки он раздавал нищим.

Выйдя из темницы, Григорий принял постриг с именем Гурий в Иосифо-Волоколамском монастыре, известном своим строгим уставом и вскоре поставлен был (1522 г.) игуменом обители; потом переведен в Селижаров монастырь в Тверской епархии.

3 февраля 1555 г. хиротонисан во архиепископа новой Казанской епархии. Святитель Гурий много содействовал миссионерской деятельности. За восемь лет его святительства было устроено четыре монастыря, выстроен Благовещенский кафедральный собор и более десяти городских церквей. Радея о пастве своей, святитель Гурий умножил ее, обратив многих магометан в христианскую веру. Гурием началась епархия в Казани.


18 декабря – Преподобного Саввы Освященного (†532).

Основателя Великой Лавры - одного из самых древних монастырей Израиля.

Великая Лавра началась с пещеры, в которой поселился святой Савва. К отверстию пещеры была привешена веревочка – единственный способ в неё попасть.

Через несколько лет вокруг святого Саввы собралось до 70 учеников, а к концу жизни святого вокруг него собралось уже до ста пятидесяти отцов, в монастыре же проживало до 5000 иноков; построены были кельи, завели и рабочий скот. Устраивая все это для братии, Савва заботился, чтобы все необходимое было в самой Лавре, чтобы отцам не за чем было выходить из монастыря в мир.

Многие чудеса были явлены по молитвам прп. Саввы: среди Лавры забил источник, во время засухи пролился обильный дождь, исцелялись больные и бесноватые.

Преподобный Савва написал первый устав церковных служб (Типикон), так называемый "Иерусалимский устав", до настоящего времени действующий в Русской православной церкви.


18 декабря - Священноисповедника Сергия (Правдолюбова) (†1950).

Отец Сергий был от природы очень одаренным человеком и получил прекрасное образование; в 26 лет он уже благочинный одного из уездов Вятской епархии, законоучитель женской гимназии и двух мужских средних училищ и председатель педагогического совета гимназии. Необыкновенной была сила его проповеди. В 1924-25 гг. в Троицкой церкви г. Касимова он провел цикл бесед под названием «Объяснение Божественной литургии». Говорил горячо, увлекаясь сам и увлекая своих пасомых. Позже люди, находившиеся в заключении с отцом Сергием, говорили: «был бы в тюрьме отец Сергий, с ним и тюрьма не тюрьма!»

Жизненные удары, о которых скажет он позже в духовном завещании своим внукам отец Сергий, были испытаны им в полной мере. Началось со страшного 1918 года, когда отец Сергий вместе с другими священниками, согнанными в лес, копал ров, будучи уверенным, что копает себе могилу. Тогда смерть прошла мимо, но ударила по самому дорогому и любимому – умер сын, младенец Владимир. Еще два сына были убиты на фронте. В 1930 году – тюремное заключение в Касимове, в 1935 году – снова арест, вместе с братом Николаем и сыном Анатолием. Страшные пять лет Соловецкого лагеря и лесоповала на материке. Но тяжелее всего переживалась в заключении невозможность служить у Престола Божия. А когда появилась возможность служить – отправка на трудовой фронт, в каменоломни под Касимов. Сын отца Сергия, протоиерей Анатолий, оставил воспоминания о годах их совместного заключения на Соловках. Есть там и рассказы о, несомненно, чудесных событиях. Так однажды, по молитвам своего отца, он был спасен от неминуемой гибели. Заключенные на Соловках жили на главном острове, а работали порой на отдаленных островах, добираясь туда на небольших лодках. Однажды, поднялся сильный морской ветер, очертания островов совершенно исчезли во мраке, и возвращавшиеся в лодке на главный остов люди, поняли, что погибают: куда грести — непонятно, лодку быстро сносило ветром в открытое море. Неожиданно все увидели яркий свет, похожий на большой костер, разложенный на главном острове. Налегли на весла, и после немалых усилий, преодолев ветер и течение, все-таки вывели лодку на этот огонь. Выйдя на берег, люди с удивлением обнаружили, что никакого костра не было. Только стоял у воды отец Сергий, один, и молился за них.

Все испытания отец Сергий принимал как волю Божию. До последнего вздоха – притеснения, гонения, непонимание. Смерть стала освобождением. Ему было к тому времени 60 лет, а выглядел он на все 80.


19 декабря - Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца († ок. 345).

17 веков прошло, а ни одного из святых так не почитают в России, как святителя Николая Чудотворца. В каждой православной семье есть иконы этого великого угодника Божия. Некоторые даже считают, что это наш святой, русский.

Святитель Николай родился в 245 г. малоазийском городе Патары, в 60 км от современного турецкого города Демре (провинция Анталья), который в древности назывался М́иры и входил в конфедерацию древней Ликии. Поэтому и называют Святителя — Николай Мир Ликийских Чудотворец.

Его знает Восток и Запад, во всех концах земли известны его чудотворения. И ныне он также помогает призывающим его и избавляет их от бед.

В конце войны 6–8 солдат шли домой из окружения к своим на восток. Шли и дорогами и целиной, чтобы не попасть к немцам. К вечеру одного дня они, совсем обессиленные, по колено в снегу, вышли на какое-то поле. «Верно, здесь нам и замерзать», — сказал кто-то. Вдали увидели огонек и пошли на него. Это была совсем крошечная избушка, стоящая на горке среди поля. Кто-то из них постучал и вошел: там сидел старичок, занятый подшивкой валенок. Просить не пришлось: старичок велел сейчас же входить и ночевать. Все вошли и повалились на пол: в тепло и в сон. Потом кто-то открыл глаза. Было уже утро. Все они в куче лежали не на полу, а на земле, слегка запорошенные снегом. Над ними была не крыша, а небо, и в его тишине где-то близко раздавался благовест. Это было в Западной Украине. Они вскочили и пошли на благовест. Когда они вошли в храм, кто-то из них громко сказал, указывая на икону св. Николая: «Вот и хозяин наш».

«У стен Церкви». Из воспоминаний С. Фуделя

Святитель Николай жил во времена I Вселенского Собора, на котором, защищая от искажений православную веру, резко выступил против еретика Ария, дав ему пощечину. Отцы Собора, постановили, что святитель Николай переступил рамки дозволенного, и, сняв с него архиерейский сан, заперли в башню. Но за святителя вступился Сам Господь. Нескольким архиереям в ту же ночь было одинаковое видение: Спаситель возвращает святителю Николаю Евангелие, а Богородица – святительский омофор. Святителя тут же освободили из заключения, вернули прежний сан и прославили как великого угодника Божьего.

«Своею ревностною исповедническою защитою Православия на Первом Вселенском соборе в борьбе с еретиком Арием святитель Николай призывает нас с вами слушать святых отцов в догматах веры, установленных ими на семи Вселенских соборах. Да не будет сей святоотеческий призыв для нас тщетным. Ни на одну йоту не будем отступать от сей веры. И ради одного этого Господь будет радовать и утешать нас и осуществит над нами Свои слова: ...вся, елика аще воспросите въ молитве верующе, приимете (Мф. 21, 22)».

Святитель Серафим (Сооболев)


20 декабря - Святителя Амвросия, епископа Медиоланского († 397)

Святой Амвросий родился в 340 году в северной Италии в богатой и знатной римской семье. Получив прекрасное юридическое образование, он скоро возвысился и занял должность правителя провинций Лигурии и Эмилии. Однажды в Медиолане (современном Милане), главном городе Лигурии, происходили выборы епископа, и между православными и арианами шли горячие споры. Амвросий явился в храм для водворения порядка, и вдруг какой-то голос, как бы детский, прозвучал: «Амвросий — епископ». Народ и сам император увидели в этом Божию волю. Напрасно Амвросий, бывший тогда еще в числе оглашенных, готовящихся ко Крещению, отговаривался и даже скрылся из Милана. Он вынужден был согласиться на единодушное избрание, принял Крещение, в течение восьми дней прошел все церковные степени и был посвящен во епископа.

После посвящения первым делом он раздал бедным свое имущество. Затем стал усердно изучать Священное Писание и творения отцов восточной Церкви, и только после этого вступил на поприще епископской деятельности.

На этом посту он мужественно боролся против арианской ереси, которой покровительствовала сама императрица. По его настоянию вычеркнуто было из императорского титула языческое звание верховного священника (pontifex maximus), жрецы и идольские капища были лишены казенного содержания, погашен так называемый священный огонь весталок и вынесена из сената статуя Победы. Под влиянием его проповедей уверовал и принял Крещение блаженный Августин, ставший величайшим богословом Западной Церкви.

В вопросах веры для святителя Амвросия не было исключений. Однажды он отказал в доступе в храм самому императору Феодосию, после того как тот отдал приказ о кровавом избиении возмутившихся против него фессалоникийцев. Амвросий сказал императору: «Человек, проливший столько крови, не может быть в храме Бога мира». Император возразил: «И Давид согрешил, но не лишился милости Божией», на что получил от Амвросия ответ: «Ты подражал Давиду в преступлении, подражай же ему и в раскаянии».

Свт. Амвросий почитается не только как великий богослов, но и как преобразователь церковного пения: он ввел размерный такт, правильные ритмы и разнообразные мелодии в пении, написал около 30 гимнов. В память победы над арианством он составил гимн «Тебе Бога хвалим», который до сих пор поется на благодарственных богослужениях.


20 декабря - Преподобного Нила Столобенского († 1554).

В 1515 году преподобный Нил по благословению настоятеля покинул Крыпецкий монастырь, в котором принял постриг, для пустынножительства.

Через 13 лет имя его стало известно, к нему стали приходить за благословением, наставлениями и советами, подвижническая жизнь отшельника вызвала мирскую хвалу, и это крайне огорчало инока. Со слезами просил он Пресвятую Богородицу наставить его на путь уединенных подвигов.

Однажды в тонком сне преподобный услышал услышал голос: "Иди на остров Столобный, на озеро Селигер. Там ты можешь спастись!"

В 1528 г. прп. Нил пришёл на Селигер и был поражен красотой этого места. В середине озера лежал покрытый густым лесом остров; на нем преподобный нашел небольшую гору и выкопал пещеру, а затем построил небольшую деревянную келью и часовню.

Враг рода человеческого попытался изгнать святого и из этого места, являясь ему и угрожая бедами. Он научил и окрестных поселян вредить подвижнику. Никому ранее не нужный остров вдруг стал необходим жителям соседних селений, они решили вырубить на нем лес и распахать пашню. Срубленный же лес подожгли, надеясь, что вместе с ним сгорит и келья святого. Но когда огонь бушевал по острову и приблизился к жилищу преподобного Нила, по молитве святого пламя погасло.

На прп. Нила напали разбойники, требуя сокровищ. Святой указал им на угол кельи – там стояла икона Божией Матери. Бросившись туда, разбойники ослепли. Раскаявшись в злых замыслах, они по молитве святого прозрели.

После продолжительной и усиленной борьбы со страстями и диаволом прп. Нил удостоился от Господа дара духовного прозрения и рассуждения. Благодаря наставлениям преподобного многие исправляли свою жизнь. По молитвам святого укрощались волны на Селигере, и застигнутые бурей рыбаки спасались от смерти.

27 лет прожил прп. Нил на Столобном, с великим терпением перенося всякие напасти, скорби и лишения. Особым подвигом святого Нила было то, что он не ложился для сна, но спал сидя, оперевшись на два больших деревянных крюка, вбитых в стену кельи. За несколько лет до кончины преподобный Нил выкопал в часовне могилу и поставил в ней гроб, к которому приходил каждый день и оплакивал свои грехи. Преподобному Нилу было открыто время его кончины. Незадолго пред тем святого посетил его духовник – игумен Раковского Николаевского монастыря Сергий и причастил преподобного Нила Святых Христовых Таин. После кончины прп. Нила над могилой его была устроена гробница, у которой стали совершаться исцеления.

Преподобный предсказал возникновение иноческой обители на месте своих подвигов. Она получила его имя – Нилова пустынь.