Александр Невский

Календарь, события, творчество Православной Гимназии


Православные праздники в декабре


11 декабря - Сщмч. Серафима (Чичагова), митроп. Петроградского (†1937).

В этот день на полигоне в подмосковном Бутово по традиции соберется множество людей. Они спешат сюда, чтобы почтить память одного из самых выдающихся пастырей Русской Православной Церкви XX века – Серафима (Чичагова), митрополита Петроградского. Приезжающие люди порой становятся свидетелями чуда – в день памяти владыки мироточит его образ и икона исповедников и новомучеников Российских. Это знак живого присутствия святого и его молитвенного предстательства за нас, за свою «российскую паству» перед Богом.

Русский аристократ и блестящий гвардейский офицер, вдохновенный приходской батюшка и строгий епархиальный архиерей, человек самых разных талантов – воин, врач, музыкант, композитор, живописец, писатель. В историю всемирного православия Серафим Чичагов вошел и как автор «Серафимо-дивеевской летописи», которую написал по указанию дивеевских блаженных. По окончании этого труда он сподобился чудесного явления преподобного Серафима Саровского. В 1903 году, по составленному митрополитом Серафимом (Чичаговым) представлению и при активном содействии императора Николая II, был прославлен преподобный Серафим Саровский.

После 1917 г. митрополит Серафим оказался перед выбором: сохранить верность Православной Церкви или пойти на компромисс с «обновленцами»? Для него ответ был ясен, и это означало готовность претерпеть гонения. Его не раз пытались подкупить посулами, использовать его авторитет, льстили ему открыто, но он остался верен пастырскому призванию и сохранил послушание избранному на Поместном соборе 1917 г. Патриарху Тихону. Его не однажды подвергали тюремному заключению, в 72 года – отправили в ссылку в Архангельск, что при его расшатанном здоровье было равносильно пытке.

Сколько пережил он в эти годы, скольких проводил, оплакал… В 1929 году, занимая кафедру митрополита Петроградского, он, рискуя обратить на себя гнев властей, добился разрешения похоронить по христианскому обычаю, достойно духовному сану, скончавшегося на этапе, во время пересылки с Соловков в Казахстан, епископа Илариона (Троицкого). Приняв тело владыки Илариона, который от всего, что пришлось пережить в лагере, в свои 43 года выглядел 80-летним стариком, митрополит Серафим с почестью облек его в свое белое архиерейское облачение и совершил погребение на кладбище Новодевичьего монастыря в Петербурге.

Арест 1937 г. оказался для владыки Серафима последним. С последнего снимка, сделанного в Таганской тюрьме, он смотрит на нас через плечо фотографа. В ясном взгляде – полное сознание, полное понимание происходящего.

Его расстреляли на подмосковном полигоне в Бутово 11 декабря 1937 года. Место захоронения осталось неизвестным. Митрополит Серафим был погребен в одной из 70-метровых траншей, среди тысяч других мучеников.


11 декабря – Святителя Феодора, архиепископа Ростовского, сродника преподобного Сергия Радонежского (†1394).

Святитель Феодор (в миру Иоанн) был сыном Стефана (родного брата прп. Сергия Радонежского). Овдовев, Стефан принял монашество и вместе с 12-летним сыном пришел в монастырь к прп. Сергию. Вскоре прп.Сергий, провидя будущую подвижническую жизнь своего воспитанника, постриг его с именем Феодор, а по достижении надлежащего возраста благословил на пресвитерский сан.

По благословению прп. Сергия, на берегу реки Москвы, на месте, называемом Симоново, св. Феодор построил церковь Рождества Пресвятой Богородицы и основал обитель. Монастырь стал привлекать множество народа, и св. Феодор, построив келлию в пяти верстах от Московского Кремля, стал подвизаться в новых трудах - к нему собрались туда ученики. Прп. Сергий, посетив это место, благословил основание монастыря, а митрополит Алексий благословил выстроить церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы в Новом Симонове (как назвал его прп. Феодор). Старый Симонов монастырь остался усыпальницей иноков, там погребены герои Куликовской битвы - Пересвет и Ослябя (захоронения сохранились).

Прп. Сергий время приездов в Москву всегда останавливался в Симонове монастыре, который стал одним из самых почитаемых в ближайшем Подмосковье. Особенной любовью Симонов монастырь пользовался у царя Федора Алексеевича (старшего брата Петра I), который имел здесь собственную келию для уединения.

Добродетельная жизнь, глубокий ум и строгое подвижничество сделали прп. Феодора известным в Москве. Святой митрополит Алексий возвел его в сан игумена, а великий князь Димитрий Донской избрал своим духовником и часто поручал ему важные церковные и государственные дела. Когда после кончины митрополита Алексия поднялся вопрос о преемнике, прп. Феодор и прп. Сергий вместе занимались этим вопросом и свт. Феодор неоднократно ездил по этому поводу в Киев и Константинополь. Свт. Феодор получил сан архимандрита, Симонов монастырь был сделан патриаршим, ставропигиальным. Святитель Феодор воспитал многих великих и славных подвижников. В Симоновом монастыре приняли постриг иноки Кирилл и Ферапонт - будущие основатели двух известных Белозерских монастырей - Кириллова и Ферапонтова. В 1387 году свт.Феодор был рукоположен во архиепископа и занял Ростовскую кафедру. В Ростове он основал Рождественский девичий монастырь, которым управлял уже до самой своей кончины. Известно также, что святитель Феодор занимался иконописью и украсил иконами своего письма Симоновскую обитель и многие московские церкви. Святые мощи святителя Феодора почивают в Успенском соборе Ростовского Кремля.


11 декабря - Преподобного Кукши Одесского, исповедника. (†1964).

В 1947 году прп. Кукша вернулся из заключения в Киево-Печерскую Лавру, и Господь возложил на него подвиг старчества. Все старались обязательно попасть на исповедь к прп. Кукше. Люди сотнями стояли в очереди к нему. Власти приказали отослать старца куда-нибудь подальше, и его перевели в Свято-Успенскую Почаевскую Лавру. Последним местом его служения стал Одесский Свято-Успенский Патриарший монастырь. Еще при жизни святой Кукша завещал всем приходить к нему на могилку со своими скорбями, обещая ходатайствовать за всех перед Богом.


13 декабря - Апостола от двенадцати Андрея Первозванного (†62).

Святой Андрей был простым рыбаком. С юных лет он всей душой стремился к Богу, стал учеником св. пророка Иоанна Крестителя, и, когда на Иордане тот указал ему и Иоанну Богослову на Иисуса Христа, незамедлительно вместе с ним последовал за Господом. Так Андрей стал первым учеником Спасителя, за что и называют его Первозванным; он же привел ко Христу старшего брата Симона - будущего апостола Петра.

После Вознесения Господа апостол Андрей проповедовал в восточных странах. Считается, что он дошел по Днепру до места нынешнего Киева и даже до Валаама. Везде, где бывал, апостол ставил большие каменные и железные кресты. На киевских горах он тоже водрузил крест и обратился к ученикам своим со словами: «Видите ли, горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город, и Бог воздвигнет много церквей». И на берегу Волхова в новгородских землях им тоже был водружен крест - символ будущего православия на Руси. Так повествует преподобный Нестор Летописец.

Проповедуя Слово Божие, ап. Андрей претерпевал от язычников на своем пути многие скорби: его избивали, изгоняли из городов. Но Господь хранил своего избранника и по его молитвам совершал дивные чудеса. Последним городом, куда пришел святой апостол Андрей и где принял мученическую кончину, был греческий город Патры. Здесь, после того как по молитве святого Андрея исцелилась жена патрского правителя и его брат, жители один за другим стали принимать святое Крещение. Разгневанный правитель приказал распять апостола, а чтобы продлить его мучения, руки и ноги его не прибивать, а привязать ко кресту.

С радостью святой Андрей взошел на место казни и два дня учил с креста собравшихся вокруг горожан. Всей душей они сострадали апостолу и требовали снять его с креста. Испугавшись народного возмущения, казнь прекратили. Но святой Андрей стал молиться, чтобы Господь удостоил его крестной смерти, и как ни пытались воины снять апостола Андрея с креста, руки им не повиновались. И вот святой Андрей произнес: «Господи, Иисусе Христе, прими дух мой». Яркий свет озарил крест и распятого на нем мученика. Когда сияние исчезло, святой апостол Андрей Первозванный уже предал свою душу Господу. Максимилла, жена правителя, сняла с креста тело апостола и с честью погребла его.

По преданию, крест, на котором был распят святой апостол Андрей, имел форму буквы «Х». Такой косой «андреевский» крест изображен на флаге русского военного флота, который так и называется – "Андреевский флаг".

В настоящее время мощи святого апостола Андрея находятся в Италии в кафедральном соборе города Амальфи. Мощи обильно мироточат. Священнослужители-католики открывают мощи и берут миро 6 раз в год, в дни памяти святого. Мощи святого Андрея пребывают под престолом, на котором служится месса (католическая литургия). Как и в Бари, православный священник также имеет возможность служить Божественную Литургию и молебны для православных паломников, особо почитающих апостола Андрея, который первым принес Слово Божие на территорию будущей Святой Руси.


15 декабря – Пророка Аввакума (VII-VI до Р.Х.).

Аввакум предрек разрушение Иерусалимского храма, Вавилонское пленение и возвращение евреев на родину и Воскресение Христово.

Во время войны с вавилонянами пророк удалился в Аравию, где с ним произошло чудо. Когда он нес обед жнецам, ему встретился Ангел Господень и мгновенно перенес его в Вавилон, где в это время томился в темнице пророк Даниил.

И воззвал Аввакум:

«Даниил! Даниил! Возьми обед, который Бог послал тебе!». Даниил же возблагодарил Бог, сказав: «Вспомнил Ты обо мне, Боже, и не оставил любящих Тя!» и вкусил пищи.

Так же мгновенно Ангел перенес Аввакума на прежнее место.

Пророк Аввакум никому ничего не сказал о случившемся, но проразумел, что народ иудейский возвращен будет Господом из Вавилона в Иерусалим, подобно тому, как совершилось чудесное перенесение его в Вавилон и обратно.

Однако пророк Аввакум не дожил до возвращения евреев из плена. Он умер в старости и с честью был погребен. В V в. до Р.Х. обретены его святые мощи.


16 декабря – Преподобного Саввы Сторожевского (†1407)

Один из первых учеников и сподвижников прп. Сергия Радонежского. С юных лет он пришел к преподобному и принял от него пострижение. Большую часть жизни Савва провёл в Троицком монастыре, был избран духовником Троицкой братии, включая самого Сергия, а после его кончины, некоторое время был игуменом Троицкого монастыря (на период когда Никон Радонежский, которому преподобный Сергий передал игуменство, ушёл в затвор).

Предание сохранило для нас замечательный рассказ о том, как прп. Савва спас царя Алексея Михайловича от свирепого медведя. Чудесное спасение несколько охладило молодое увлечение царя рискованными охотами на медведей. По крайней мере, после 1650—1651 года, к которому относится этот случай, царские охоты на медведей становятся весьма редкими. Чудесное избавление от медведя описано русским поэтом Львом Меем.

Всю жизнь царь Алексей Михайлович глубоко чтил память святого Саввы, неоднократно ходил пешком нa поклонение в Звенигородскую обитель, богато украшал ее, делал крупные вклады, построил при ней для себя дворец, другие здания и ограду с башнями; сам заведовал делами и денежными счетами Саввино-Сторожевской обители, входил во все подробности ее хозяйства, знал поименно всех ее иноков — словом, был как бы настоятелем этой обители. При царе Алексее Михайловиче монастырь стал Лаврой и был приравнен к Троице-Сергиеву монастырю. К Саввино-Сторожевскому монастырю было приписано 19 монастырей.


17 декабря - Преподобного Иоанна Дамаскина (†776).

Родился ок. 680 года в столице Сирии Дамаске. Его родители приняли к себе в дом некоего христианского сироту, по имени Косма и воспитывали их вместе. Мальчики получили прекрасное образование. Обучал их ученый монах, выкупленный отцом Иоанна из плена на Дамасском невольничьем рынке. Обнаружив необыкновенные способности, они легко освоили курс светских и духовных наук и оба стали замечательными богословами и гимнографами. Иоанн занял при дворе халифа должность министра и градоправителя, а Косма удалился в пустыню в монастырь св. Саввы Освященного, где занимался составлением песнопений, которые известны теперь нам, как сочинения прп. Космы, епископа Маиумского, творца канонов († ок. 787, память 12 (25) октября). Дружба святых Космы и Иоанна продолжалась всю жизнь.

Когда в Церкви наступили времена иконоборчества, преподобные Косма и Иоанн выступили в защиту святых икон, написав множество сочинений против этой ереси, что приводило в ярость византийского императора Льва Исавра. Однако, поскольку Иоанн не был византийским подданным, его нельзя было ни заключить в тюрьму, ни казнить. Тогда император составил подложное письмо халифу о якобы предательстве дамасского министра. Халиф приказал отрубить Иоанну кисть правой руки и повесить ее на городской площади. В тот же день Иоанну вернули отрубленную руку. Преподобный стал молиться Пресвятой Богородице и просил исцеления. Заснув, он увидел икону Божией Матери и услышал Ее голос, сообщивший ему, что он исцелен, и повелевавший вместе с тем без устали трудиться исцеленной рукой, прославляя Господа. Проснувшись, он увидел, что рука его и вправду невредима, только ярко-красный шов остался на запястье.

Конечно, халиф просил у Иоанна прощения, предлагал ему прежние почести, но Иоанн роздал всё свое имение и ушел в монастырь Саввы Освященного, взяв с собою икону Божией Матери, пославшую ему исцеление. В память об этом чуде Преподобный прикрепил к иконе изображение кисти правой руки, отлитое из серебра. С тех пор эта икона называется «Троеручица».

Иоанн Дамаскин выполнил обещание, данное Пресвятой Богородице. До конца своих дней он писал духовные книги и сочинял церковные песнопения, прославляя Божию Матерь и Господа Нашего Иисуса Христа.

Прп. Иоанн Дамаскин умер за несколько лет до VII Вселенского Собора (787). Но его книга "Точное изложение Православной веры" была для многих отцов Собора лучшим учебником, коим, впрочем, остается и для нас по сей день. Книга стала основой, на которой сложилось суждение святых отцов Собора, осудившего ересь иконоборчества.


17 декабря – Святителя Геннадия, архиепископа Новгородского (†1504)

Время святительства архиепископа Геннадия в Новгороде совпало со временем возникновения на Руси ереси жидовствующих. Иудейские проповедники, приехавшие в Новгород под видом торговцев, начали сеять эту ересь между православными. Лжеучение распространялось тайно. Как только это стало известно святителю, он немедленно приступил к розыску и с глубокой скорбью убедился, что опасность угрожает не только местному, новгородскому благочестию, но и самой столице Православия - Москве, куда к тому времени вожди жидовствующих уже проникли.

Борьба с ересью жидовствующих стала главным предметом архипастырской деятельности святителя Геннадия. По словам прп. Иосифа Волоцкого "сей архиепископ устремился на них, яко лев, из чащи Божественных Писании и красных гор пророческих и апостольских учений".

Девятнадцать лет продолжалась борьба свт.Геннадия и прп. Иосифа с сильнейшей попыткой противников Православия изменить весь ход истории Русской Церкви и Русского государства, и трудами этих святых исповедников борьба эта увенчалась победой Православия.

Немало способствовали этому труды свт. Геннадия по изучению Библии. Поскольку еретики в своих нечестивых мудрствованиях прибегали к искаженным текстам ветхозаветных книг, архиепископ Геннадий взял на себя огромный труд - привести в единый свод все книги Священного Писания, которые до того времени переписывались на Руси, по примеру Византии, не в виде целого свода, а отдельными частями - Пятикнижия или Восьмикнижия, Царств, Притчей и других учительных книг; Псалтири, Пророков, Евангелия и Апостола. Священные книги Ветхого Завета особенно часто подвергались случайной и намеренной порче.

Собрав вокруг себя ученых-библеистов, святитель объединил все библейские книги в едином своде, и в 1499 году на Руси вышел первый полный свод Священного Писания на славянском языке - "Геннадиевская Библия", как ее почтительно называют по имени составителя.

Память о святителе Геннадии сохраняется и в другом его труде на благо Православной Церкви. В конце XV века над русскими умами тяготела грозная мысль о скорой кончине мира, которой ждали по истечении седьмой тысячи лет от сотворения мира и не осмеливались далее продолжить пасхалию. Архиерейский Собор Русской Церкви в Москве, при участии свт. Геннадия, определил: "Написать Пасхалию на осьмую тысячу лет".

В Богословском толковании пасхалии святитель писал: "Не скончания мира страшиться подобает, но ждать пришествия Христова на всякое время. Сколько благоволит Бог стоять миру, столько продлится и обхождение времен".

Святитель Геннадий составил пасхалию на первые 70 лет восьмого тысячелетия, а позже, по утверждённым им правилам работы с пасхалией, при архиепископе Новгородском Макарии, была составлена пасхалия и на всю восьмую тысячу лет.


17 декабря - Святой великомученицы Варвары и мученицы Иулиании Илиопольской (†306).

Варвара была настолько прекрасна, что не было ей равных по красоте. Отец ее Диоскур, желая скрыть дочь от простых и незнатных людей, которые, как он полагал, недостойны были любоваться ею, построил для Варвары специальный замок, откуда девушка выходила только с его разрешения.

Изучая в уединении из окон видный ей окружающий мир, святая Варвара, пришла к мысли, что сотворить эту красоту мог только единый Создатель. Выйдя однажды из башни, Варвара познакомилась с христианами и приняла Святое Крещение. Узнав о том, Диоскур пришел в ярость, и, получив от правителя города Мартиана право свершить суд над дочерью, после жестоких истязаний обезглавил святую Варвару.

Вместе со святой Варварой была казнена и святая Иулиания, открыто объявившая себя христианкой во время пыток святой Варвары. Диоскура и Мартиана постигло возмездие, оба были сожжены молнией.

Св.вмц. Варвара считается покровительницей от внезапной смерти, что в христианстве считается в большинстве случаев наказанием, как смерть без покаяния и причастия.