Преподобный Паисисй, отец русского старчества, родился в Полтаве в семье протоиерея. 17-ти лет вступил в Любечский монастырь, затем были несколько скитов в Молдавии, и наконец, Афон, где им была основана особая монашеская община — скит св. Илии. Оттуда вместе с 64 монахами он опять пришел в Молдавию, где был поставлен настоятелем монастыря Драгомирны. За три года его настоятельства число братии утроилось. После русско-турецкой войны (1774 г.) земля, на которой помещался монастырь, отошла к католической Австрии. Авва Паисий, не видя возможности мира духовного в новом государстве, вместе со всей братией (350 чел) ушел из Драгомирн в горы, в уединенный бедный Секульский монастырь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. Когда братия умножилась, его поставили настоятелем Нямецкого монастыря (территория совр. Румынии) - в то время богатейшей и самой многолюдной обители Восточной Православной Церкви.
На протяжении всего своего служения авва Паисий учил братию умной молитве, продолжая линию отцов Добротолюбия - преподобных. Григория Синаита, Григория Паламы и Нила Сорского. «Умно-сердечная молитва — для преуспевающих, для средних — пение, то есть обычные церковные песнопения, для новоначальных — послушание и труд», — поучал старец
Его переводы святоотеческих творений с греческого на русский язык, долго были единственными в русской литературе и читались повсюду. «Добротолюбие», сочинения прп. Исаака Сирина, прп. Феодора Студита, прп. Варсонофия, свт. Григория Паламы, прп. Максима Исповедника, свт. Иоанна Златоуста и многое другое было издано прп.Паисием.
На Руси прп. Паисий возродил (после прп.Сергия), школу старчества, которая на протяжении всего XIX в. и позднее приносила свои благодатные плоды в Глинской и Оптиной пустынях и других монастырях Русской Церкви. Первые оптинские старцы — преподобные Лев, Макарий, Моисей — были прямыми учениками учеников прп. Паисия.
"Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!" Стоишь ли, сидишь ли, ешь ли, путешествуешь ли, другое ли что делаешь - постоянно говори сию молитву, усердно понуждая себя к ней, ибо она поражает невидимых врагов, как воин крепким копьем.
Прп. Паисий Величковский
Св.мученики пострадали во время гонений на христиан, отказавшись принести жертву языческим богам и открыто исповедовав веру во Христа. Святые мученики Гурий, Самон и Авив известны среди православных христиан как покровители супружества, брака, счастливой семьи, им молятся «аще муж безвинно возненавидит жену свою». В Москве в храме Иоанна Воина на Якиманке, есть придел этих святых.
Из 12 учеников Христа Левий Матфей был одним из самых образованных – малограмотного не взяли бы в чиновники. Услышав призыв Христа, мытарь Левий оставил свою должность и пошел за Спасителем. Следуя за Христом, он старательно все записывал. Эти записи легли позже в основу Евангелия от Матфея - первой книги Нового Завета.
После Вознесения Господа святой Матфей 8 лет проповедовал в Палестине. Когда же наступило время разойтись апостолам из Иерусалима по разным народам, то перед отбытием апостола иерусалимские христиане - иудеи просили Матфея описать для них дела и учение Иисуса Христа. Их поддержали и прочие апостолы. Так, святой Матфей, исполняя общее желание, написал свое Евангелие, спустя 8 лет по Вознесении Христовом.
Поскольку Евангелие св. Матфей писал для евреев, главной своей целью он ставил доказать, что Иисус Христос есть именно тот Мессия, о Котором предсказывали ветхозаветные пророки. Отсюда громадное количество ссылок на Ветхий завет и поэтому же начинается Евангелие от Матфея родословием Иисуса Христа, чтобы показать евреям Его происхождение от Давида и Авраама - это отличительная особенность Евангелия св. Матфея. Она выражается и на его иконах, где апостол Матфей изображается вместе с Ангелоподобным человеком.
Удалившись из Иерусалима, святой апостол Матфей обошел с благовестием Сирию, Мидию (нынешний Иран), Персию, Парфию, закончив свои проповеднические труды мученической кончиной в Эфиопии. Его святые мощи были торжественно перенесены в Салерно (Италия), где вот уже тысячу лет покоятся в храме Сан-Маттео (св. Матфея – итал.). За это время собор много раз горел. Особенно страшными были пожары XVI и XIX веков, когда собор практически весь выгорел, однако во всех этих пожарах мощи св. ап. Матфея оставались нетронуты огнем.
Следует различать апостола и евангелиста Матфея и апостола Матфи́я (лат. Matthias). Их часто путают. Апостол Левий Матфей был призван одним из первых, а Матфий – последним. Апостол Матфий (память 9 августа) по жребию занял место среди 12-ти апостолов, вместо отпавшего Иуды Искариота. До этого он был одним из 70-ти учеников Иисуса.
Своей богоугодной жизнью святитель неуклонно умножал число обращенных ко Христу. Перед его кончиной в городе осталось только 17 язычников. А когда он вступал на кафедру, в городе было только 17 христиан.
Во время молитвы свт. Григорию явилась Пречистая Дева Мария с апостолом Иоанном Богословом, который научил святого, как достойно следует исповедовать тайну Пресвятой Троицы. Св. Григорий записал все, что открыл ему Иоанн Богослов. На этом великом Божественном Откровении было основано учение о святой Троице, впоследствии развитое отцами Церкви — Василием Великим, Григорием Богословом, Григорием Нисским.
Услышав в юном возрасте о прп. Сергии и желая ему последовать, святой пришел в Троицкую обитель, чтобы принять монашеский постриг. Прп. Сергий, провидя в нем будущего великого подвижника не сразу принял юношу, но, испытывая его смирение и терпение, отослал к своему ученику прп. Афанасию Высоцкому. Но и Афанасий не сразу принял его, но, лишь видя неотступность отрока, постриг его в иноческий чин. Здесь в Высоцкой обители прп.Никон получил первые уроки послушания, усвоил от византийских мастеров, собранных «на Высоком» прп. Афанасием, все основные ремесла и по возвращении в Троицкую обитель оказался готов воспринять от прп. Сергия ответственнейшие поручения. Прп. Сергий, получив о своем ученике особое извещение, повелел ему пребывать с собой в одной келлии, с любовью поучая его и разъясняя сущность духовной жизни. Дни проводил ученик в монастырских делах, а ночи - в молитвенных беседах с Богом. За шесть месяцев до кончины прп. Сергий поставил прп. Никона помощником настоятеля, а, когда предался безмолвию, назначил своим преемником.
Прп. Никон с любовью поддерживал всё, что было установлено основателем обители – прп.Сергием, но бремя настоятельства тяготило его. Вспоминая свою безмолвную жизнь сначала в Серпуховском Высоцком монастыре, а затем с прп. Сергием, он оставил настоятельство и уединился в особую келлию. Шесть лет обителью руководил прп. Савва Сторожевский, но в 1400 г. он основал свой монастырь под Звенигородом, и братия умолила прп. Никона снова принять настоятельство. Он согласился, но назначил себе на каждый день известное время для безмолвия, чтобы наедине предстоять Богу.
В 1408 году Троицкая обитель была полностью сожжена и опустошена ханом Эдигеем. Прп. Никон был предупрежден об этом бедствии. В тонком сне ему явились святители Московские Петр и Алексий с прп. Сергием и сказали, чтобы он не скорбел о разорении обители, которая не запустеет, а еще более распространится. Иноки ушли из обители, захватив святыни и келейные вещи, а когда вернулись, то увидели, что их возлюбленное место обращено в пепелище. Прп. Никон подвиг братию на новые труды. Прежде всего, построили деревянный храм во Имя Пресвятой Троицы. Во время же построения каменной церкви над гробом прп. Сергия, при копании рвов для фундамента 5 июля 1422 года были обретены нетленные мощи Преподобного. По окончании строительства святые мощи были перенесены в новосозданный храм. Для украшения Троицкого собора прп. Никон пригласил лучших иконописцев, преподобных. Андрея (Рублева) и Даниила (Черного).
Преподобный Никон скончался 17 ноября 1426 г. и был погребен близ раки своего учителя. В 1548 году над гробом прп. Никона была построена церковь его имени, а в 1623 году на ее месте устроена новая, в которой и почивают под спудом святые мощи прп. Никона, отделяемые от раки великого Сергия одной каменной стеной.