Из всех икон Божией Матери отец Алексий более всех почитал образ «Всех скорбящих радости».
В день перевода в тюрьму ЧК, накануне празднования этой иконы, у него было особенное настроение, и, прощаясь со всеми в камере, он говорил, что уверен – идет на волю. Вели его через весь город в сопровождении одного вооруженного солдата. По дороге люди подходили за благословением, а следовавшие сзади видели, как он вынимал из кармана платок, по-видимому, плакал. Проходя мимо храма, епископ остановился. Там праздновался престольный праздник иконы «Всех скорбящих радости» и шла всенощная. Узнав, что здесь епископ, молящиеся выходили и получали от него последнее благословение.
Епископу Лаврентию и протоирею Алексию было предложено помилование, если они откажутся от сана. Правда, палачи и сами в это не верили, а потому, не дожидаясь ответа, принялись избивать священномучеников, а затем объявили окончательный приговор – расстрел.
У владыки Лаврентия были с собой Святые Дары. Он причастился сам и причастил о. Алексия. Епископ был спокоен и радостен. Отец Алексий плакал. «Почему вы плачете? Нам надо радоваться», – сказал епископ. «Я плачу о моей семье», – ответил о. Алексий. «А я готов», – сказал епископ. Вскоре к ним присоединили Алексия Нейдгардта и повели в сад, где уже была вырыта могила, у края которой их всех поставили. Епископ стоял с воздетыми руками и пламенно молился, о. Алексий – с руками, сложенными на груди, опущенной головой и молитвой мытаря на устах: «Боже, милостив буди мне грешному». Русские солдаты отказались стрелять, потому что услышали в этот момент пение Херувимской. Позвали латышей, и они привели приговор в исполнение. Следователь-латыш, ведший дело епископа Лаврентия, в ту же ночь пришел к Елизавете Шмелинг (духовной дочери епископа Лаврентия), принес вещи владыки, сказал, что никакого состава преступления не было.
Через несколько дней Елизавета Шмелинг, идя утром к ранней обедне и проходя мимо здания ЧК, увидела, как из ворот выехала телега, на которой лежали два тела. «Кто это?» – спросила она возчика. «Это тела епископа и священника». «Куда вы их везете?» - спросила еще она. «На Мочальный остров, оттуда ведено сбросить их в Волгу», - был ответ.
Несомненно, само наименование образа послужило широчайшему его распространению на Русской земле. Череда задокументированных свидетельств о чудотворных свойствах этого образа – едва ли не самая длинная в истории богородичных икон.
Впервые икона прославилась в Москве в 1688 году. С иконы насчитывается не менее двух с половиной десятков чудотворных и местночтимых списков.
Первоначальный образ находился в московском Спасо-Преображенском храме на Ордынке. Как он туда попал неизвестно, также как неизвестно, где находится и сейчас, но церковь на Ордынке москвичи стали называть Сорбященской или храмом иконы «Всех Скорбящих Радость».
«… В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: «серна»; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь. Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице. А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил прийти к ним. Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними. Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села. Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою. Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа». (Деян. 9, 36).
Святой Димитрий, вместо того чтобы казнить христиан, стал обращать их в новую веру и искоренять языческие обычаи и идолопоклонство, за что и принял мученическую кончину. Спустя столетие нетленные мощи св. Димитрия начали обильно мироточить. Верующие набирали миро в стеклянные ампулы, а воины натирали тело священным миром перед битвой. Миро почиталось не только христианами. Иоанн Анагност, описавший захват города турками, сообщает, что миро набирали и мусульмане, считавшие его медицинским снадобьем от любых болезней. Византийский историк и писатель Никита Хониат описывает, как норманны, захватившие в 1185 году Салоники (совр. Фессалоники), кощунственно набирали миро в кастрюли, жарили на нём рыбу и мазали обувь. Истечение мира было настолько обильным, что даже была сделана специальная обширная раковина для его сбора. В настоящее время обильное мироточение мощей прекратилось.
17-летним юношей начал свои труды прп. Нестор в только что основанной Киево-Печерской обители. В то время еще пребывал в безмолвии в своей пещере прп. Антоний, а прп. Феодосий трудился над созданием этого великого русского монастыря. Прп. Нестор достиг глубокой старости и мирно скончался около 1114 года, погребен в Ближних пещерах.
Конечно, преподобный Нестор не был первым русским историком. Ему предшествовала значительная историческая, прежде всего, языческая, традиция, и не только устная, но и письменная. Безусловно, он не был и первым летописцем. «Начальная летопись» (древнейшая часть «Повести временных лет» до XI в.) предшествовала Несторовой «Повести временных лет». Но прп. Нестор был первым точно известным нам русским историком, творения которого можно взять в руки и почитать.
Ему принадлежит несколько произведений: «Житие Преподобного Феодосия Печерского» и "Чтение о житии и о погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба». Заслуга в осмыслении подвига этих святых принадлежит, безусловно, прп. Нестору.
Преподобный Нестор еще и великий писатель - дивный стилист славняского языка и глубокий мыслитель. Прп. Нестор и митрополит Илларион («Слово о законе и благодати») стоят у истоков русской литературы, которая начинается благодаря им, как литература православная, пронизанная духом Евангелия.
Но все же главная заслуга прп. Нестора – это его вклад в создание «Повести временных лет». Он не единственный автор этого произведения. Преподобный Нестор имел предшественников, по крайней мере, еще двух авторов, составлявших до него более ранние летописи. Но Нестор обработал и создал ту редакцию «Повести временных лет», которую мы читаем. Он выступил как родоначальник исторической и историографической традиций. И все последующие летописцы следовали Нестору.
Св. князь Андрей происходил из рода смоленских князей. Зависть и крамолы родичей побудили его оставить свой удел. Бедным странником пришел кн. Андрей в Переславль-Залесский и поселился у церкви Николая Чудотворца, что у городских ворот, где через некоторое время стал служить пономарем. Так, скрывая свое знатное происхождение, подвизался он 30 лет и мирно скончался ок. 1390 г. На его теле нашли золотую цепь и наследственный княжеский перстень — знаки княжеского достоинства, тяжелые железные вериги — знак его подвижничества и малую хартию (записку) со словами: "Аз есмь Андрей, един от Смоленских князей".
Похоронили святого у той же церкви, а обретение мощей его произошло по ходатайству прп. Даниила Переяславского (1540, память 7 апреля). Мощи были обретены нетленными. При обретении мощей произошло множество чудесных исцелений.
Св. Параскева была умучена за отказ принести жертву языческим идолам. Эта святая всегда пользовалась особой любовью и почитанием. На старых северных русских иконах встречается даже изображение ее лика на обороте иконы Божией Матери. Ей посвящали храмы и придорожные часовни (Пятницы). Не было ни одного торга на Руси, где бы ни стоял храм или часовня в честь Параскевы-Пятницы. Особенно почитали святую промышленники, торговцы и путешественники.
В течение нескольких лет иеромонах Димитрий подвизался в различных монастырях и храмах Украины, Литвы и Белоруссии. Зная высокую его духовную настроенность, образованность, склонность к научному труду и несомненное литературное дарование, ему поручили составление Четий-Миней (Житий святых) на весь год. С того времени вся жизнь свт. Димитрия была посвящена выполнению этого грандиозного по своим масштабам труда. Нужно было собрать и проанализировать множество разрозненных источников (русских, латинских, греческих, польских), изложить их языком, достойным высокого предмета изложения и одновременно доступным всем верующим. Зачастую Димитрий Ростовский не просто переписывал известные ему жития, но писал свой вариант. Поэтому многие жития могут считаться оригинальными.
Для всех православных христиан он остается примером святой, аскетической, нестяжательной жизни. По его кончине, последовавшей 28 октября (ст.ст.) 1709 года, у него не нашли никакого имущества, кроме книг и рукописей.
Время земной жизни святого выпало на трудные для Руси годы, когда западные ее окраины подвергались церковным и политическим притеснениям с польско-литовской стороны. Будучи игуменом Почаевской обители и пользуясь огромным духовным авторитетом, преподобный Иов использовал все свои возможности для укрепления Православия на нашем западном рубеже, для борьбы с инославными и еретическими влияниями на народное сознание. Все силы преподобный Иов отдавал укреплению православия на этой земле. Он стал первым настоящим организатором возникающей Почаевской обители, много писал в защиту православия, создал почаевскую типографию. Здесь печатались православные книги, молитвы, послания, направленные против латинян. После пятидесятилетнего управления Почаевской обителью прп. Иов мирно скончался, прожив более 100 лет.
В начале IVвека святая царица Елена, мать императора Константина Великого, прибыла в Иерусалим на поиски Креста Господня. Долгое время поиски оставались безрезультатными; наконец ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который мог знать, где искать Крест. Тот вначале отказывался говорить, но, когда его посадили в глубокий ров, открыл ей, что Крест зарыт на том месте, где было капище Венеры, к тому времени уже разрушенное. Иуда уверовал во Христа, крестился с именем Кириак и впоследствии был рукоположен во епископа Иерусалимского. В царствование императора Юлиана Отступника (361 - 363) он принял мученическую смерть за Христа.