Александр Невский

Календарь, события, творчество Православной Гимназии


Православные праздники в ноябре


21 ноября - Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила.

В начале IV века Церковь установила праздновать «Собор» (т. е. совокупность) святых ангелов 8 ноября, в девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год). Это соответствует числу 9-ти чинов Ангельских. Восьмой же день месяца указывает на день Страшного Суда, который святые отцы называют "днем восьмым", ибо после века сего, идущего седмицами дней (семь дней недели), наступит "день осмый", когда "приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним" (Мф. 25, 31).

Из Священного Писания нам известно, что Архангелов, то есть старших Ангелов, начальствующих над всеми остальными ангелами – семь. К ним Святая Церковь относит: Михаила, Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила и Варахиила. Предание к ним причисляет и Иеремиила.

Архангел Михаил - первый из верховных ангелов. Отсюда его церковное именование «архистратиг», т. е. старший воин, вождь. Имя Михаил на еврейском значит «Кто, как Бог», что следует понимать, однако, в значении «никто не равен Богу». Архангел Михаил - главный борец против диавола и всякого беззакония среди людей. Церковь почитает его как защитника веры и борца против ересей и всякого зла. В книге Откровения архангел Михаил выступает как главный вождь в войне против дракона-диавола и прочих взбунтовавшихся ангелов: «И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною».


22 ноября – Иконы Божией Матери, именуемой "Скоропослушница" (X).

Икона находится на Святой Горе Афон, в монастыре Дохиар. Называют ее так потому что в 1664 году произошла с ней такая история.

Однажды, монах Нил шел ночью на послушание в трапезную монастыря. В руках у него была зажженная лучина, она светила ярко, хорошо освещала дорогу, но сильно коптила. Проходя мимо образа Богородицы, висевшего как раз на пути в трапезную, Нил услышал голос, говоривший ему, чтобы он больше здесь не ходил с зажженной лучиной и не коптил икону. Монах подумал, что это какой-то брат-монах спрятался рядом и над ним подшучивает. Он решил не обращать внимания на эти слова и продолжал ходить в трапезную с коптящей лучиной. Внезапно он ослеп. Вот тогда-то он горько раскаялся, что не обратил внимания на эти слова и долго молился перед иконой Божией Матери, умоляя о прощении. И снова услышал Нил чудный голос. Голос говорил, что простил его, и что зрение вернется к нему.А еще голос сказал: "Нил, скажи всей братии монастыря, что с этих пор икона Моя будет называться Скоропослушницею, потому что я буду посылать быструю, скорую помощь всем, кто будет ей молиться".


22 ноября – Святителя Нектария, митрополита Пентапольского, Эгинского чудотворца (†1920).

Влиятельные люди опасались, что всеобщая любовь к святителю приведет его на место Святейшего Патриарха Александрийского; а посему оклеветали и отправили в отставку. Он не пытался оправдываться и защищаться. "Добрая совесть — это самое великое из всех благ. Она — цена душевного мира и сердечного покоя" — говорил святитель в проповедях, покидая свою кафедру навсегда. Враждебная настроенность следовала за ним везде, куда он перебирался. Он влачил жалкое существование и порой был лишен и хлеба насущного. Каждое воскресенье поднимался он на кафедру, встречая недоверие и молчаливое осуждение слушающих. Но Господь воздал ему за терпение. Отчаявшись достучаться до людских сердец, святитель Нектарий решил: "В последний раз поднимусь для проповеди, и если они не услышат меня, уеду". И Господь, по любви Своей, совершил чудо. За одну неделю облетела город весть, что обвинение святителя ложно, и в следующее воскресенье проповедь его была принята с воодушевлением. С тех пор любовь народа сопутствовала Нектарию, но до конца жизни он должен был нести крест изгнания и опального митрополита, не принадлежащего ни к одной автокефальной Церкви. Находясь в непонятном каноническом положении, он подписывал свои бумаги - "путешествующий епископ".

Слава о нем скоро дошла до столицы и королевского дворца. Королева Ольга стала его духовной дочерью. Благодаря ей, он был назначен директором богословской школы в Афинах. С неиссякаемой любовью и терпением относился Нектарий к своим подопечным. За провинность учеников он налагал строгий пост на себя. Тогда же начинают проявляться в старце-святителе Дары Божией благодати: прозорливость, дар исцеления. Когда он служил Божественную литургию, лицо его излучало свет, который был виден окружающим. Но главным его украшением было, по-прежнему, истинное смирение. Однажды служащий школы, занимавшийся уборкой, заболел и очень переживал, что его уволят с работы. Через несколько недель, вернувшись, он обнаружил, что кто-то все это время выполнял его работу. Удивившись, он решил узнать, кто этот милосердный благодетель. Рано утром придя в школу, он в изумлении увидел своего “заместителя”. Это был митрополит Пентапольский. Закончив подметать уборную, он сказал: "Не удивляйся, я не собираюсь занимать твоего места, я просто хочу помочь, чтобы за тобой сохранилась эта работа. Пока ты болен, я буду работать за тебя. Только в школе об этом не рассказывай".

Годы земной жизни святителя подходили к концу. Долго скрываемая болезнь (рак простаты) взяла свое. Глядя на маленького старичка в рясе, дежурный в больнице спросил: “Он монах?” “Нет, — ответила сопровождавшая владыку монахиня, — он епископ”. “Впервые вижу епископа без панагии, золотого креста, а главное — без денег” — заметил служащий.

Святителя уложили в третьеразрядную палату для неизлечимых больных, где он провел в муках два месяца. Чудеса происходили и в больнице. Медсестры заметили, что бинты, которыми обвязывали раны Святителя, благоухают, а когда душа святого покинула этот мир, то парализованный человек, лежавший вместе с ним в палате, получил полное исцеление через рубашку святого Нектария. Сразу после кончины руки и лицо его обильно мироточили, и монахини собирали миро ватой.

«Тот, кто охвачен любовью к Богу, сначала был возлюблен Богом.

Лишь после этого он полюбил Бога».


23 ноября – Священномученика Августина, архиепископа Калужского и Боровского (в миру Беляев Александр Александрович) (†1937).

Родился в городе Камышин Саратовской губернии в семье священника. Окончив Казанскую Духовную Академию, преподавал в Пензе. В 1920 г. был рукоположен в сан иерея, подвергался кратковременным арестам. Пострижен в мантию с именем Августин, затем рукоположен в иеромонаха, а в 1923 г. хиротонисан во епископа Иваново-Вознесенского, после чего вскоре был выслан и проживал в Кинешме. Начались аресты, ссылки (три года в Средней Азии, три года концлагерей в Свирлаге, Ленинградская область). После освобождения с 1934 по 1937-й годы владыка являлся епископом Калужским и Боровским. В 1935 г. вновь привлекается к следствию, но арестован не был. В 1936 г. возведен в сан архиепископа. В 1937 г. - арест и приговор к расстрелу. 10 (23 н. ст.) ноября 1937 года Владыка был расстрелян вместе с группой духовенства и мирян в г. Калуге.

«Что же тут удивительного, это наш путь. Господь об этом предупреждал,

а иначе никогда не будешь со Христом».


23 ноября – Мученика Александра (Медема) (†1931)

Мирянин, арестованный по одному делу с архиеп. Августином.

Когда началась гражданская война, Александр Антонович и два его брата договорились, что, будучи русскими, не поднимут руку на своих и не будут принимать участия в гражданской войне. Лишения и аресты закалили его душу и укрепили веру. Александр Антонович скончался 1 апреля 1931 года в тюремной больнице.


23 ноября – Мученика Ореста Тианского, (†304)

Искусный врач в каппадокийском городе Тиане, пострадавшего за Христа во времена императора Диоклитиана.

Когда он отказался принести жертву идолам, 40 воинов, сменяя друг друга, били святого мученика плетьми, палками, воловьими жилами и пытали огнем. Святой Орест воззвал к Господу, и Господь услышал верного раба Своего. Началось землетрясение, идолы попадали и разбились. Все бежали из храма; когда оттуда вышел святой Орест, храм рухнул. Святого мученика истязали еще 7 дней: держали без еды и питья, вбили гвозди в пятки, затем привязали к дикому коню, и, влачимый по камням, святой Орест отошел ко Господу. Мощи его были брошены в море.


24 ноября – Прп. Феодора Студита, исповедника (†826).

Св. Феодор родился в Константинополе. Он получил прекрасное образование. Глубоко изучив Св. Писание, он успешно противостоял еретикам-иконоборцам в диспутах о православной вере. Приняв иночество, подвизался в устроенной его дядей Платоном, обители Сакудион в Вифинии, где позже стал настоятелем.

Св. Феодор много пострадал за иконопочитание и претерпел заточение и жестокие мучения. В царствование императрицы Ирины, по возвращении из ссылки, получил в управление запустевший Студийский монастырь, для которого составил общежительный устав монашеской жизни, получивший название Студийского. С тех пор св. Феодора стали именовать Студитом.

Около 1065 г. Студийский устав был принят прп. Феодосием в Печерском монастыре и отсюда распространился по всем русским обителям. Перу прп. Феодора Студита принадлежит немало душеполезных книг, похвальные слова на Господские и Богородичные праздники, многие каноны и трипеснцы.


24 ноября – Блаженного Максима, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (†1434).

Блаженный Максим прославился как первый московский юродивый, избрав один из самых трудных и тернистых путей ко спасению. О его родителях, времени и месте рождения ничего не известно, только лишь, что он рано оставил свой дом и обосновался на Варварке около церкви Бориса и Глеба. Летом и зимой ходил почти совсем нагим, перенося с молитвой и зной, и холод, говорил: "Хоть люта зима, но сладок рай".

Умер блаженный предположительно 11 ноября 1434 года (ст.ст.), у ограды все той же церкви Бориса и Глеба. Там же и похоронил его некто Федор Кокчин, проживавший рядом с церковью. Храм долго так и называли "что у Кочкина двора". На могиле блаженного совершались чудеса, исцелялись больные, многие получали помощь в своих нуждах. В 1547 году в окружной грамоте митрополита Макария предписывалось: "Пети и праздновати на Москве новому чудотворцу Максиму, Христа ради юродивому".


24 ноября – Великомученика Мины (†304), воина.

Жил св. Мина во времена царствования императоров Диоклитиана и Максимиана - жесточайших гонителей христиан. Не пожелав служить гонителям, он оставил службу и удалился в горы, где подвизался в посте и молитве. Однажды во время языческого праздника святой пришел в город, в котором раньше служил. В разгар праздничных игрищ, смотреть которые сошелся весь город, раздался его обличающий голос, проповедовавший веру во Христа. Мину схватили. Перед судом он, мужественно сказав, что пришел сюда обличить всех в злочестии, отверг предложение принести жертву языческим богам и принял жесточайшие муки, после которых был обезглавлен. Тело его сожгли, но христиане ночью собрали в погасшем костре уцелевшие останки мученика. После прекращения гонений на месте его страданий и кончины был построен храм великомученика Мины, где были положены его святые мощи.