Осиротев в возрасте трех лет, Анастасия воспитывалась в монастыре близ Рима, где приняла иночество. Св. Анастасия была очень красива, и многие знатные римляне просили ее руки. Однако Анастасия всем отказывала, решив остаться невестой Христовой.
В то время император Декий воздвиг жестокое гонение против христиан. Язычники вытащили св. Анастасию из монастыря и привели к правителю города, обвиняя ее в том, что она презирает знатных и богатых женихов и почитает за Бога распятого Христа. Когда Анастасия отказалась принести жертву идолам, ее подвергли лютым пыткам: вырвали из пальцев ногти, отсекли руки и ноги, выбили все зубы. Истекая кровью, святая стала изнемогать и попросила воды. Стоявший при ее мучениях некто Кирилл, сжалился и напоил ее водой. Пытки продолжили, и св. Анастасии отрезали язык, которым она непрестанно славила Бога и, наконец, обезглавили. Решив, что Кирилл, напоивший мученицу водой, является тайным христианином, мучители схватили его и также казнили.
Святой Аврамий подвизался в Ростове Великом, совсем рядом с тем местом, где через два века родится преподобный Сергий. С юных лет ушел он из родительского дома и, приняв иночество, поселился на берегу озера Неро. В Ростовской земле тогда было много язычников, и преподобный усиленно трудился над распространением истинной веры. Недалеко от его келлии было капище, где язычники поклонялись каменному идолу Велесу. В чудном видении предстал перед Аврамием св.апостол Иоанн Богослов и дал ему жезл, увенчанный крестом, которым преподобный сокрушил идола.
На месте идольского капища св.Аврамий основал обитель в честь Богоявления и стал ее настоятелем. В память явления преподобный воздвиг большой деревянный храм во имя апостола Иоанна Богослова.
В 1551 году царь Иоанн Грозный, перед походом на Казань, обходил святые места. В Богоявленском - Авраамиевом монастыре ему показали тот жезл, которым преподобный сокрушил идола Велеса. Посох царь взял с собой в поход, а крест оставил в обители. Возвратившись после покорения Казанского ханства, Иоанн Грозный приказал построить в Авраамиевой обители новый каменный храм в честь Богоявления с четырьмя приделами и прислал туда книги и иконы.
Входит в Собор новомучеников и исповедников Радонежских. Василий Васильевич окончил Московскую Духовную семинарию, с 1885 по 1891 гг. служил в Ахтырском храме с. Ахтырка. В 1929 году, сотрудники ОГПУ с помощью осведомителей стали собирать сведения об отце Василии и на их основании выдвинули против него обвинение в том, что «священник использовал свой авторитет среди верующих для ведения злостной антисоветской агитации». Отец Василий был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве.
В сентябре 1937 года отец Василий был арестован повторно, а 13 ноября расстрелян на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле.
Святые новомученики и исповедники Российские, молите Бога о нас!
Св.Стахий упоминается св. ап. Павлом в послании к Римлянам: «Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне» (Римл. XVI, 9.). Из этого заключают, что Стахий был учеником ап. Павла. Свв. Стахий, Амплий и Урван были поставлены во епископы ап. Андреем Первозванным: Стахий стал первым епископом Византии, Амплий - в Диосполе, Урван – в Македонии. За проповедь Евангелия они были преданы мученической смерти иудеями и эллинами-язычниками.
Св. Наркисс был святителем в городе Афинах. Св. Апеллий святительствовал в Ираклии. Св. Аристовул, епископ Вританийский (Британский), вместе со своим братом, св. ап. из 70-ти Варнавой сопровождал св. ап. Павла в его путешествиях. Св. Аристовул также упоминается в Послании ап. Павла к Римлянам (Римл. XVI, 10). Ап. Павел поставил св. Аристовула во епископы и послал его на проповедь Евангелия в Британию, где он многих обратил ко Христу, за что претерпел гонения со стороны язычников. Скончался св. Аристовул в Британии.
Протоиерей Екатерининского собора в Царском Селе. Почитается как первый по времени новомученик Российский.
"Священники были схвачены и отправлены в помещение Совета Рабочих и Солдатских Депутатов. Священник отец Иоанн Кочуров воспротестовал и пытался разъяснить дело. Он получил несколько ударов по лицу. С гиканьем и улюлюканьем разъяренная толпа повела его к царскосельскому аэродрому. Несколько винтовок было поднято на безоружного пастыря. Выстрел, другой - взмахнув руками, священник упал ничком на землю, кровь залила его рясу. Смерть не была мгновенной. Его таскали за волосы, и кто-то предлагал кому-то "прикончить как собаку". Наутро тело священника видели, но серебряного креста на груди уже не было."
Ровно через 5 месяцев после кончины отца Иоанна 31 марта 1918 года, когда количество поименно известных Святейшему Синоду убиенных священнослужителей уже достигло 15 человек, в храме Московской духовной семинарии Святейшим Патриархом Тихоном была совершена первая в истории Русской Православной Церкви XX века "заупокойная литургия по новым священномученикам и мученикам". Вслед за первым убиенным архиереем митрополитом Владимиром поминался первый убиенный протоиерей Иоанн - отец Иоанн Кочуров, открывший своей страстотерпческой кончиной исповедническое служение сонма новомучеников Российских XX века.
В Верейском районе, где служили священники Александр Смирнов и Феодор Ремизов, возмущенные крестьяне убили милиционера, отличавшегося особой жестокостью. В отместку из Москвы был послан отряд карателей-латышей – казнить и крестьян и всех священников, которых удастся захватить.
На громкий стук в дверь отец Александр открыл сразу. Дом наполнился вооруженными латышами. Помолившись, отец Александр надел новую теплую рясу, шапку и вышел на улицу. Был тихий осенний вечер, недавно выпал первый снежок. Участь отца Александра была решена. Палачи вели его к сельсовету, как живого покойника, держа в руках горящие свечи. Кощунникам хотелось надругаться над ним, но они вдруг смутились, ощутив благодатную силу идущего рядом священника. На пути они встретили идущего под конвоем отца Феодора, и тогда священникам объявили, что они будут сейчас казнены. «Тогда надо помолиться, – сказал отец Александр. – Молись! – разрешил начальник отряда». Священники, преклонив колена, стали молиться Богу. «Я готов. Теперь делайте со мной, что хотите, но знайте, что все вы вскоре погибнете». Только лишь он это сказал, палач взмахнул шашкой и рассек ему голову от правого виска до темени. Священник упал на колени и поднял руку для крестного знамения. Последовал второй удар шашкой. Но священник был жив. Палачи выстрелили в голову и в шею и дважды проткнули живот штыком до спины и единожды поперек от бока до бока. Но диво! Священник был силою Божией жив. Страх напал на мучителей. И тогда один из них, подойдя к отцу Александру вплотную, нанес последний удар – в сердце. После этого палачи приступили к отцу Феодору, который стал обличать их в жестокости и убийствах. В ответ они начали бить его по лицу, и когда он упал, палач дважды выстрелил в него. Одна пуля попала в ухо, другая – в плечо. Отец Феодор был еще жив, но они не стали его добивать: таково было впечатление от убийства безвинных священников, что каратели спешили покинуть скорей место казни. Крестьянам в деревне они говорили: «Ну и поп этот Александр, никогда еще таких мы не видели!» И далее рассказали об участи, которую он им предвозвестил. Слова отца Александра исполнились в точности. Через несколько дней весь отряд карателей был уничтожен под селом Балабановым.
На девятый день после кончины отец Александр явился во сне дочери Елене и повелел ей собрать оставшиеся на месте убиения косточки головы, указав ей и само место. Примерно через год после кончины он явился сыну Александру, одетый в ризы ослепительной белизны.
В 1920-е годы дом отца Александра был сожжен. Из всего имущества уцелела среди пепелища лишь его фотография, обгоревшая по краям. Фотографии отца Феодора нигде не нашли. Мощи священномучеников Александра и Феодора были обретены 8 октября 1986 года, и с тех пор все прибегавшие к молитвенной помощи священномучеников получали ее. 20 сентября 2003 года мощи священномучеников Александра и Феодора были помещены в приделе во имя Собора новомучеников и исповедников Российских храма Казанской иконы Божией Матери в городе Реутове.
Православная церковь почитает три пары святых с именами Косма и Дамиан, живших в разное время и в разных местах: Косма и Дамиан Ассийские (1/14 ноября), Косма и Дамиан, Римские (1/14 июля), Косма и Дамиан Аравийские (17/30 октября). Наиболее почитаемые были Косма и Дамиан Ассийские.
Изучая главную науку - Божественное Писание, они, движимые любовью к страждущему человечеству, изучали и науку врачебную. Господь даровал им особенную благодать — дар исцелений и чудотворений. Болезни прекращались, как только начинали лечить Косма и Дамиан. С больных они никогда не брали платы, соблюдая заповедь Христову: «Даром получили, даром давайте» (Мф. 10, 8). Об одном только просили они исцеленных ими: чтобы те твердо веровали во Христа и жили во Христе. Так, врачуя недуги телесные, они врачевали и недуги душевные. За такое бескорыстное служение страждущим Святая Церковь величает их бессребрениками и чудотворцами.
Они были придворными персидского царя Сапора II и тайными христианами. Когда по доносу их вызвали на суд к царю, святые мученики безбоязненно исповедали свою веру во Святую Троицу и сказали: «Мы имеем дерзновение надеяться на Бога и готовы принять за Него всякие раны и мучения. Испытай и увидишь, откажемся ли мы от Бога нашего».
Сначала их били плетьми. Два раза сменялись утомленные палачи, а святые мученики не издали ни крика, ни стона. По их молитвам Господь исцелил их от ран. Даже царь не выдержал напряжения и потерял сознание. Все считали его умершим, но святые воззвали к Богу, и царь пришел в себя. Очнувшись, Сапор обвинил святых в колдовстве и велел повесить святых мучеников над костром, чтобы задушить их дымом - огонь погас, а веревки, которыми они были связаны, распались. Когда царь спросил их, как это произошло, святые мученики поведали ему о Христе, творящем такие чудеса. Ослепленный яростью, царь начал хулить Имя Господне. Тогда святые возгласили: «Да будут безгласны твои уста», - и царь онемел. Обезумев от страха и ярости, он пытался жестами приказать, чтобы отвели святых мучеников в тюрьму. Окружающие не могли его понять, и он начал бесноваться: сорвал с себя мантию, рвал на себе волосы, бил себя по лицу. Святой Акиндин пожалел его и Именем Господа разрешил его от немоты. Но и на этот раз царь все объяснил волхвованием и продолжал мучить святых. Их положили на железную решетку и разожгли под ней огонь. Святые стали молиться. Во время молитвы с Неба был Голос: «Вы засвидетельствовали веру делами, и прошения ваши будут исполнены». Многие слышали этот Голос. Внезапно пошел дождь и погасил огонь. Видя чудеса, совершавшиеся по молитвам святых мучеников, многие уверовали во Христа.
Святые прославили Бога и призвали уверовавших принять Крещение дождем. Один из палачей Аффоний всенародно просил прощения у святых мучеников за причиненные им страдания и мужественно пошел на казнь за Христа. Вельможа Елпидифор и мать царя также исповедали веру в Единого Истинного Бога. Царь, видя, как растет число христиан, объявил народу, что святым мученикам Акиндину и Пигасию, Анемподисту и с ними Елпидифору будут отрублены головы, но тела их могут быть взяты христианами для погребения.
Когда святых мучеников вели за городские стены к месту казни, огромная толпа сопровождала их, прославляя Христа. По приказу царя, воины уничтожили всех христиан (до 7000), шедших в процессии. Вместе с другими был убит и Елпидифор. Акиндин, Пигасий, Анемподист вместе с матерью царя были сожжены на следующий день. Христиане, тайно пришедшие ночью к месту казни святых, нашли неповрежденные огнем тела святых мучеников и с честью погребли их.
Икона была написана в 1654 - 1655 гг. в городе Шуе, где тогда свирепствовала моровая язва. Уповая на милость Божию и заступничество Богородицы, прихожане заказали написать Смоленскую икону Божией Матери - спасительницу русских людей от врагов и бед. Пока писался образ, прихожане пребывали в посте и молитве. Написанную икону поставили в церкви, и с того времени моровая язва начала утихать. От иконы совершилось много чудесных исцелений, особенно от глазных болезней.