Св. Иулиания ухаживала за больными, шила одежду для бедных, кормила нищих, окружила старость родителей мужа заботой и лаской; прожила с мужем в согласии и любви много лет, родила десять сыновой и трех дочерей; дом вела образцово, вставала с зарей, ложилась спать последней, услуг прислуги, по возможности, избегала, говоря: «Кто я, чтобы Божие создание служило мне?». Каждую ночь она вставала на молитву со множеством поклонов, будучи неграмотной, изъясняла Евангельские тексты и духовные книги, и мужа своего приучила к частой и теплой молитве. Она не могла проходить мимо человеческого страдания: помочь, порадовать, утешить — было потребностью ее сердца. Не имея права распоряжаться имуществом, всякую свободную минуту и многие ночные часы занималась рукоделием, чтобы на полученные средства творить дела милосердия. Целые семьи кормила и одевала Иулиания трудами рук своих. Когда наступило голодное время и множество людей умирало от истощения, она стала брать у свекрови значительно больше пищи и тайно раздавала голодным. К голоду присоединилась эпидемия, люди запирались в домах, боясь заразиться, а Иулиания тайком от родных мыла в бане больных, лечила их, как умела, молилась об их выздоровлении. Тех, кто умирал, она обмывала и нанимала людей для погребения, молилась об упокоении каждого человека. По смерти мужа, Иулиания раздала бедным все, что имела, жила в крайней нищете и ради милостыни входила в долги, но, тем не менее, всегда была жизнерадостна и за всѐ благодарила Господа. Теплые вещи, которые давали ей дети, она раздавала, одевалась зимой, как и летом, в башмаки вкладывала ореховую скорлупу, спала час или два на дровах, подложив под голову ключи, а по пятницам совершенно воздерживалась от пищи и проводила этот день в строгом уединении. В страшные голодные годы (1601-1603), когда обезумевшие люди ели даже человеческое мясо, св. Иулиания, со свойственной ей энергией принялась спасать людей от голодной смерти - собирала лебеду и древесную кору и пекла из них хлеб. Когда нищим говорили: "- зачем ходите к ней? Она и сама помирает с голоду?" те отвечали: "- много обошли мы сел, где нам подавали настоящий хлеб, но он не елся нам так всласть, как хлеб этой вдовы...". Непрестанно боролась она со злом, и так сильна была ее молитва и влияние на окружающих, что ни один из близких ей людей не запятнал себя преступлением - во время общей разнузданности это было настоящим чудом. Святая удостоилась посещения Святителя Николая Чудотворца и наставления Божией Матери в храмовой молитве. Когда одно время по болезни и усталости она перестала часто ходить в храм, увеличив домашнюю молитву, то священник этой церкви услышал в храме голос от иконы Божией Матери: «Пойди и скажи милостивой Иулиании, отчего она не ходит в церковь? И домашняя ее молитва угодна Богу, но не так, как церковная. Вы же почитайте ее, ей уже 60 лет и на ней почивает Дух Святой».
После ее кончины все увидели сияние вокруг ее головы. Утром оказалось, что свечи, которые никто не зажигал, горят вокруг ее тела. Святые мощи ее были обретены нетленными в 1614 г, когда готовили могилу для ее сына, причем гроб ее оказался наполненным ароматным миро, от которого исцелялись болящие. В наше время мощи святой праведной Иулиании Лазаревской почивают в Муроме в храме Благовещения Пресвятой Богородицы. Род святой Иулиании не угас — ее потомки оставили свой след в истории России. Георгий Михайлович Осоргин (с XVIII в. фамилия св. Иулиании — Осорьина писалась как Осоргина) был расстрелян на Соловках. В Париже живет Николай Михайлович Осоргин — профессор Православного богословского института, он же регент Сергиевского подворья, основанного его дедом в Париже.
Это был тонкий и глубоко образованный человек, чуткий и мягкий. Будучи долгое время благочинным 12 эстонских приходов Санкт-Петербургской епархии, он радел о возрастании и духовном укреплении православной эстонской паствы. В этом деле огромную помощь (как моральную, так и материальную) оказал молодому настоятелю святой праведный Иоанн Кронштадтский. В декабре 1917 года Священный Синод возвел протои-ерея Павла в сан епископа Ревельского, что вызвало полное одобрение патриарха Тихона, лично знавшего и говорившего о нем: «Никому не удастся в наше темное время правителей-безбожников заставить его отступить от веры».
А время было страшное: грабежи, насилия, убийства, война. Прибалтика была оккупирована немецкими войсками, во всем препятствовавшими православному епископу. В одном из писем он скажет: "Стою на правде и интересах Церкви. А там — что Бог даст. Совесть будет спокойна, что сделано все возможное".
В декабре 1918 года эстонские части Красной армии вошли в город Юрьев. 2 января 1919 года были арестованы епископ Платон, а с ним протоиереи Успенского собора г. Тарту Николай Бежаницкий и Михаил Блейве.
В заключении владыка утешал и ободрял других заключенных, читал по возможности вслух Евангелие. Когда от него требовали прекратить проповедь Евангелия, он отвечал: "Как только меня выпустят на свободу, я буду вновь повсеместно славить Господа".
Отступая, красные комиссары убили 20 заключѐнных, в том числе владыку Платона, и протоиереев Михаила Блейве и Николая Бежаницкого. Тела убитых были изуродованы до неузнаваемости. Тело епископа Платона носило на себе следы 7 штыковых и 4 огнестрельных ран. Его опознали только по спрятанной на груди панагии. В 1922 году в память о святителе был учреждѐн Орден епископа Платона, который вручается за служение во славу Бога и на пользу Эстонской апостольской Православной церкви.
Апостолы избранны Господом Иисусом Христом, чтобы благовествовать Евангелие всей вселенной. Праздник установлен Православной Церковью для того, чтобы показать равночестие каждого из 70-ти и тем самым предотвратить разногласия в почитании их.
Вечер-приготовление. Верующие приготавливают себя для принятия Агиасмы — крещенской святой воды для очищения и освящения ею на предстоящем празднике. В сочельник положено говеть до вкушения святой воды, трапеза предписана один раз, после Божественной литургии; принято соблюдать такой же строгий пост, как и в Рождественский сочельник. В пищу по Уставу Церкви разрешается употреблять только сочиво.
О святой воде. Существует неистребимое мнение, что свойства воды, освященной в Сочельник и на само Богоявление разные. Ну как они могут быть разными, если чин освящения один и тот же, слово в слово?! Освящение воды, которое совершают в Крещенский Сочельник и в самый день Богоявления, происходит особым чином и называется великим освящением. В отличие от малого; великое освящение совершается два раза в год, как раз в дни Богоявления, а малым можно святить воду когда угодно.
Вода великого освящения носит красивое название «Великая агиасма», т.е. великая святыня. Она обладает поистине удивительными целебными свойствами, а также стоит не один год и не портится. К великой агиасме всегда было самое трепетное отношение. Ее хранили целый год до нового освящения в бутылочках в красном углу у образов. Прикладывали к больному месту, пили натощак по глоточку, по капельке добавляли в пищу. И хватало этой небольшой бутылочки на год.
Но, думается, что этот ажиотаж, эти наши «страсти по воде» идут не только от нашего невежества, но и от наивной, неосознанной жажды чистоты, святости, чуда… Это отрадный знак. Плохо только, когда период этого «наивного детства», когда душа питается «молоком» чудес и восторгов, затягивается. Во всяком случае, каждому христианину надо понять, что нельзя вечно оставаться «дитятей»…
В веру православную нужно «вживаться», врастать, прилагая усилия, а не плыть по течению, а люди в массе своей боятся «заглядывать» в глубины веры, боятся потерять уютный комфорт своей «теплохладной» жизни. Но из этой скорлупы, из младенчества придется рано или поздно вылупиться и как-то расти, это неизбежно! Здесь нужна смелость, спору нет. Но на помощь нашей маленькой смелости Господь подает такую великую благодатную силу, что душа скоро втягивается, «привыкает» к взрослению и уже не желает возвращения в младенчество и изумляется, как могла им довольствоваться раньше.
Богоявлением мы называем не тот день, когда Господь родился, а тот, когда Он крестился, потому что до этого дня Христос просто не был известен народу – так говорит святитель Иоанн Златоуст. Первый раз Христос явился сразу многим людям именно на Иордане, куда Он пришел, чтобы принять крещение от Иоанна Предтечи.
Но есть и еще одно объяснение, почему этот праздник называется Богоявлением. В Евангелии говорится: "когда выходил Иисус из воды, то Иоанн увидел разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с неба: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение". То есть все три лица Пресвятой Троицы явились одновременно: Отец, как глас с небес, Сын – сам Иисус Христос и Дух Святой - в виде голубя – Пресвятая Троица. Сам Бог. Его явление. БОГОЯВЛЕНИЕ.
Как рассказать о Богоявлении?
Известно, что самые посещаемые дни в храмах - суббота накануне Пасхи и 19 января: с утра до вечера идет и идет народ: весной с куличами и яйцами, а зимой с пустыми бутылками. Зачастую многие христиане считают достаточным в этот великий праздник прийти в церковь только для того, чтобы набрать про запас Крещенской воды, или пойти искупаться в ближайшей проруби. Неужели это великое событие в истории человечества названо Богоявлением и Просвещением только потому, что в этот день освящается вода?
Богоявление – праздник необычайной силы Божией! Как множество людей встречало Христа на Иордане, так и нам бы всем собираться в этот день вместе и встречать Христа.
Святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн - величайший из пророков. После Пресвятой Богородицы это самый чтимый святой. Его именуют Крестителем, как крестившего Иисуса Христа, и Предтечей, как того, кто пришѐл с проповедью прежде Спасителя, чтобы предвозвестить Его приход, в соответствии с ветхозаветными пророчествами. Можно сказать, что святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн завершает историю Церкви Ветхозаветной и открывает эпоху Нового Завета.
Сродник Господень по матери, сын священника Захарии и праведной Елисаветы, Предтеча Господень родился шестью месяцами раньше Иисуса Христа. Архангел Гавриил предвозвестил о его рождении в храме священнику Захарии. Испрошенный молитвами благочестивой четы, до преклонных лет лишенной детей, младенец Иоанн был исполнен благодати Святого Духа. Спасенный, по милости Божией, от смерти, постигшей младенцев в Вифлееме, он возрос в дикой и бесплодной пустыне, приготовляя себя к пророческому служению строгим постом, богомыслием и молитвой. В возрасте около 30 лет святой Иоанн вышел на проповедь покаяния на берег Иордана, чтобы приготовить народ к принятию Спасителя мира. Он сподобился крестить Иисуса Христа и свидетельствовал таинственное Явление Пресвятой Троицы в день Крещения Спасителя. Свою жизнь святой Иоанн Предтеча завершил мученически. Он обличил царя Ирода в беззаконном сожительстве с Иродиадой, за что был заключен в темницу и обезглавлен (Мф. 14, 1-10). Святое тело Иоанна Предтечи было погребено его учениками в самарийском городе Севастии, где совершилось злодеяние.
В Православной Церкви установлен обычай на следующий день великих Господских и Богородичных праздников вспоминать тех святых, которые ближайшим образом послужили данному священному событию в истории. Собор Пресвятой Богородицы мы празднуем на следующий день после праздника Рождества Христова, Собор Архангела Гавриила – на следующий день после Благовещения, а на следующий день после Богоявления Церковь чтит того, кто послужил делу Крещения Христова, возложив свою руку на главу Спасителя.
Когда праздник называется «собор» и относится к празднованию одного лица, то подразумевается прославление всех благодеяний и чудес, явленных этим лицом человечеству, собранное в одной службе.