Святитель Макарий занял кафедру в тяжелейшей обстановке 40-х годов XVI столетия: скончался великий князь Московский Василий III, оставив младенцем наследника, будущего Ивана IV, началась боярская междоусобица - княжеские аристократические роды боролись за власть. Макарий сумел сплотить вокруг себя здоровые силы, собрать всех достойных бояр и иных служилых людей, которые не желали междоусобицы, сумел опереться на духовенство и так избавить Русь от междоусобной брани.
Это был ученейший муж. В то время существовало очень много житийных списков и в 1529 году Макарий берется за их упорядочение. Цель - собрать всю «чтомую» на Руси духовную литературу, уделяя особое внимание местночтимым святым. Под его руководством и при его непосредственном участии, как автора, была впервые составлена книга «Минеи Четіи» - «месячные чтения» (жития святых, читаемые по месяцам и дням календаря). 12 лет занял у святителя этот труд. Результатом явились 12 огромных фолиантов «великих Четий Миней», вошедших в историю, как «Макариевские» - в то время полное собрание житий святых и праздников Русской Православной Церкви (свт..Димитрий Ростовский начнет составлять свои Четьи-Минеи только через 155 лет).
В 1547 и 1549 гг. он созывает два Собора, на которых были канонизированы многие русские святые. До свт. Макария почитание святых на Руси осуществлялось по благословению и властью местного архиерея. В результате очень многие местночтимые святые почитались в одних землях, но не почиталась в других. Свт. Макарий положил начало прославления угодников Божиих на Соборах, всею полнотою Русской Церкви.
В 1551 г. он созывает Стоглавый Собор (материалы Собора изложены в ста главах), на котором были рассмотрены самые различные вопросы, касающиеся внешности христианина, его поведения и благочестия, церковного благочиния и дисциплины, иконописи и духовного просвещения.
При святителе Макарии начинается печатание книг диаконом Иваном Федоровым; в Москве открывается первая типография для печатания священных книг. В послесловии первого Апостола 1564 г., и в двух изданиях Часослова 1565 г. говорится, что они напечатаны «благословением преосвященного Макария, митрополита всея Руси». По этим книгам в то время не только читали в храмах, но и учились грамоте.
Под его руководством была составлена Степенная книга царского родословия - исторический и юридический памятник, обосновывавший права русских государей и русского государства как Третьего Рима, как преемника Рима Первого и Второго Рима Константинополя.
При нем был также составлен Иллюстрированный Хронограф для царского обихода (т.е. для царской семьи) - обширное историческое сочинение по всемирной и русской истории, украшенное к тому же рукописной миниатюрой.
Свт. Макарий был инициатором полного византийского чина царского венчания, который он сам же и совершил в 1547 году над 17-летним Иоанном IV. Впервые это делал митрополит, ибо ранее венчание на царство в Греческой Церкви совершал первоиерарх в сане патриарха.
Макарий не мог не понимать, что воспитанник достался ему сложный. Иван был талантлив, вне всякого сомнения, причем во многих областях, твердый, волевой, но, при этом, жестокий и подверженный вспышкам бешеного гнева. И Макарий сделал все, чтобы это смягчить. Он подобрал ему поразительного духовника — священника Сильвестра, ученейшего человека, праведника, и к тому же абсолютного бессребреника. Сильвестр даже упросил не жаловать его протоиерейством и всю жизнь служил простым священником, а ведь был духовником царя! Сильвестр написал книгу «Домострой», замечательную и поучительную для нас, которую надо читать уже в детстве. Сильвестр руководил расписыванием царских покоев нравоучительными картинами. Сильвестр привел к Ивану талантливейшего и праведнейшего государственного деятеля России сер. XVI в. Алексея Адашева - великого подвижника и благотворителя, который содержал больницу для неимущих, и сам в свободное время приходил в нее ухаживать за больными. Это все люди, так или иначе связанные со свт. Макарием, приближенные, придвинутые им к царю.
Есть предположение, что святитель Макарий участвовал в первой женитьбе Ивана IV, браке необычайно удачном. Первой супругой Ивана была Анастасия из Юрьевых, впоследствии Романовых. Действительно можно поверить, что эту удивительную невесту, которую Иван нежно любил и которая умела останавливать порывы его бешеного гнева, подобрал юному царю свт. Макарий.
Свт. Макарию было чудесным образом открыто о грядущей победе царя над Казанью. При нем был построен собор Покрова на Рву (Василия Блаженного), воздвигнутый русским народом, как дар благодарения Богу за победу над нехристианским миром.
В Покровском соборе свт. Макарием был устроен и освящен придел в честь Входа Господня в Иерусалим. С этого времени митрополит Макарий стал совершать в Неделю ваий торжественное шествие на осляти с выходом за стены Московского Кремля на Красную площадь.
Московский митрополит Макарий Булгаков в «Истории Русской Церкви» писал:
«Имя Петра Могилы — одно из лучших украшений нашей церковной истории. Он, несомненно, превосходил всех современных ему иерархов не только Малорусской, но и Великорусской Церкви и даже всей Церкви Восточной, — превосходил своим просвещением, еще более — своею любовию к просвещению и своими подвигами на пользу просвещения и Церкви.
Для своей Малорусской Церкви он оказал величайшую услугу тем, что отстоял перед королем Владиславом IV главнейшие ее права, поруганные латинянами и униатами и мужественно защищал ее в продолжение всего архипастырского служения; восстановил в ней многое, прежде ниспровергнутое или разрушенное врагами и положил в ней начало для лучшего порядка вещей.
Всей Русской Церкви оказал великую услугу основанием и обеспечением своей коллегии, послужившей первым рассадником и образцом для духовно-учебных заведений в России.
Всей православной Восточной Церкви — тем, что заботился составить «Православное Исповедание» (катихизис), принятое и одобренное всеми ее первосвятителями и доселе остающееся ее символическою книгою». Прп. Амвросий Оптинский ставил этот катихизис на первое место в списке книг, рекомендуемых для православных родителей и для всех, кто стремится устоять и возрасти в вере».
Кроме составления первого православного Катихизиса, свт. Петр Могила составил полный богослужебный Требник, а также задумал перевести «Синаксарий» («Месяцеслов» с кратким изложением житий святых и толкований праздников), дополнив его житиями русских и печерских святых и издать на церковно-славянском языке, но не успел. Этот титанический труд осуществил свт. Димитрий Ростовский.
Когда Киево-Печерской Лаврой пытались овладеть униаты, притеснявшие Православную Церковь и грозившие ей полной ликвидацией в пределах Речи Посполитой, свт. Петр, используя свои возможности настоятеля, отдал все свои силы борьбе с могущественными противниками, дабы сохранить Православие для украинского и белорусского населения Польско-Литовского государства.
Однако, несмотря на все заслуги Петра Могилы, его деятельность всегда вызывала много вопросов и неоднозначных толкований: с одной стороны, он легализовал Православие на Украине и в Белоруссии, с другой — многие его нововведения рассматриваются как результат влияния Римо-Католической Церкви и западной культуры.
Почти 300 лет тело Киевского архипастыря покоилось в склепе Успенской великой церкви Киево-Печерской Лавры. Во время Великой Отечественной войны собор был взорван и гроб с останками святителя полностью уничтожен. Остались только серебряные пластины с родовым гербом и эпитафией, по которым в 1982 году археологами было установлено место захоронения святителя.
Митрополит Досифей был одним из самых образованных и уважаемых сербских архиереев: Киевская духовная академия, Берлинский университет, Сорбонна. В 1912 году он всеми силами помогает делу освобождения и объединения сербского народа. В Первую мировую войну владыка немало потрудился, оказывая помощь беженцам и сиротам, а после отступления сербской армии не покинул своей резиденции и был интернирован болгарскими оккупационными властями. На родную кафедру ему удалось вернуться только в 1918 году. Он организует приюты для сирот, в том числе для слепых детей, много работает с молодежью, основывает благотворительные общества. В 1931 году епископ Досифей назначается в Загреб, уже в сане митрополита, что вызвало у католиков большое неудовольствие, т.к. имя его уже было в черном списке из-за того, что он "своей пропагандой перевел карпато-россов в православие". На улицах его часто оскорбляли, ночью в доме били окна, камни падали даже в его спальню. Однако в полицию владыка не обращался, полагая, что ему поступать так не подобает. Да и не боялся он никого. Когда на улице его оскорбляли, он просто поднимал руки и благословлял обидчиков крестным знамением.
В апреле 1941 года митрополита Досифея арестовали. В тот день он был болен и лежал в кровати. Полураздетого, его вывели на улицу. Перед домом в это время стояла толпа католиков. Когда владыку вели по улицам Загреба, толпа издевалась над ним и била его. В больницу его привели почти без сознания. Это была больница католических сестер милосердия, она стала для него не лечебницей, а настоящей тюрьмой. Католические монахини вместо лечения издевались над ним, чуть ли не ежедневно бичевали его, почти вся борода у него была выщипана. Через некоторое время в тяжелом состоянии его перевезли в Белград. По настоянию сербского правительства тяжело больной владыка был отпущен из больницы, долго лечился, но вскоре от последствий мучений умер. Похоронен на кладбище Введенского женского монастыря в Белграде.
На восьмой день после Своего Рождества Господь наш Иисус Христос принял обрезание – ветхозаветный обряд, установленный для всех младенцев мужского пола в знамение Завета (договора) Бога с праотцем Авраамом и его потомками и уступивший место в Новом Завете таинству Крещения.
По толкованию отцов Церкви, Господь принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные установления, а также для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был настоящим человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики, и потому настаивавшие, что страдания Его были не действительными, а только кажущимися.
Вместе с обрезанием, согласно закону, Ему дали имя - Иисус (Спаситель), возвещенное Архангелом Гавриилом Пресвятой Деве Марии еще в день Благовещения.
Греческая Церковь знает трѐх великих Вселенских Учителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (общая память их празднуется 12 февраля н. ст.). За заслуги перед Православной Церковью святитель Василий назван Великим и прославляется, как «слава и красота Церкви», «светило и око вселенной», «учитель догматов», «палата учености». Честная глава его благоговейно хранится в Лавре святого Афанасия на Афоне, а десница его — в алтаре храма Воскресения Христова в Иерусалиме.
Мать св. Василия св. Эмилия (память 1 января) сумела воспитать своих детей в истинном благочестии - трое из них были причислены к лику святых: св. Василий, его сестра Макрина (память 19 июля) и брат Григорий (память 10 января).
Василий Великий приобрел все доступные знания. О нем говорили: ―он так изучил все, как другой не изучает одного предмета… Философ, филолог, оратор, юрист, естествовед, имевший глубокие познания в медицине, — это был как корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы.
Василий Великий написал ― Беседы на Шестоднев и составил особый чин Божественной Литургии, которая служится только 10 раз в году - в Рождественский и Крещенский сочельник, в день памяти самого святителя, и Великим постом.
Со свт. Григорием Богословом у него установилась теснейшая дружба, продолжавшаяся всю жизнь, Вспоминая те годы, свт. Григорий писал, что в Афинах им известны были только две дороги — одна в церковь, а другая — в училище. Вместе они составили сборник Добротолюбие.
Василий Великий написал много работ против еретиков – ариан, за что они его ненавидели - преследовали всюду, угрожали разорением, изгнанием, пытками и даже смертью. Святитель же отвечал: "Смерть для меня благодеяние. Она скорее приведет меня к Богу, для Которого живу и тружусь".
Свт. Василий стяжал у Господа дар прозорливости и чудотворений. Однажды, во время молебна пред иконой Пресвятой Богородицы и великомученика Меркурия (III в., память 24 ноября), он получил откровение о гибели императора Юлиана Отступника (361— 363), пытавшегося вновь утвердить язычество. Святитель увидел, как изображение вмч. Меркурия исчезло, а когда вновь появилось на иконе, копье его было обагрено кровью. В это самое время Юлиан Отступник был пронзен копьем и погиб на Персидской войне.
Когда император Валент (361— 378) хотел отдать в Никее православную церковь арианам, свт. Василий предложил прибегнуть к Божиему суду: передать церковь той стороне, по чьей молитве откроются ее запертые запечатанные двери. Три дня и три ночи тщетно молились ариане. После этого к церкви подошел свт. Василий с православным клиром и народом, и по его молитве двери храма раскрылись.
Находясь на смертном одре, святитель обратил ко Христу своего врача иудея Иосифа. Последний был уверен, что святитель не сможет дожить до утра, и сказал, что в противном случае уверует во Христа и примет Крещение. Святитель испросил у Господа отсрочки своей кончины. Прошла ночь и, к изумлению Иосифа, святитель Василий не только не умер, но, встав с одра, пришел в храм, сам совершил таинство Крещения над Иосифом, отслужил Божественную Литургию, причастил Иосифа, преподал ему поучение, а затем, простившись со всеми, с молитвою отошел ко Господу, не выходя из храма.