Александр Невский

Календарь, события, творчество Православной Гимназии


Православные праздники в январе


15 января – Преставление († 1833), второе обретение (1991) мощей прп. Серафима, Саровского чудотворца.

«Истинная цель жизни нашей христианской есть стяжание Духа Святаго Божия». Прп. Серафим Саровский


Преподобный Серафим по праву может быть назван учеником Божией Матери: трижды исцеляла Она его от смертельных болезней, многократно являлась ему, наставляла и укрепляла. Сам он говорил, что ни одного указания не давал от себя, но всѐ делал по воле Царицы Небесной. А однажды во время совершения Божественной Литургии преподобный Серафим удостоился видения Самого Господа Иисуса Христа. В сиянии Он шел по воздуху, окружѐнный множеством ангелов и во время пения «Святый Боже» вошел в алтарь через местную икону Спасителя. Явление так потрясло Серафима, что он потерял способность двигаться. Дьяконы под руки ввели его в алтарь, где два часа простоял он, не в силах шевельнуться и внятно объяснить, что же произошло. После этого случая он часто стал уходить в лес и подолгу молился в уединении, а вскоре испросил благословения оставить монастырь и поселиться в пяти верстах от обители: выстроил келью, разбил огород, завел пчельник. Сначала за хлебом ходил в монастырь раз в неделю, а позже решил строго поститься и больше двух лет пищей ему была трава-сныть. Желая стяжать непрестанную. Молитву, преподобный тысячу дней и тысячу ночей молился, стоя на камне, никому не рассказывая об этом своем подвиге, лишь случайно монахи узнали о нем.

Однажды трое крестьян напали на него, и били топором, требуя денег. Бросив его истерзанного. с проломленной головой и сломанными ребрами, они ворвались в келью, но нашли лишь икону Богородицы и несколько картофелин. Чудом дополз Серафим до монастыря. Вызвали врачей, сказали – не выживет. Серафим впал в забытье и вновь увидел Божию Матерь. С апостолами Иоанном и Петром Она подошла к постели и, взглянув на больного молвила: «Сей от рода Нашего». Когда разбойников нашли, прп. Серафим настоял, чтобы их не наказывали. Покарал их Сам Господь: неведомо как начавшийся пожар в одночасье уничтожил их дома.

Через 16 лет отшельник вернулся в обитель и сразу затворился в келье, никого к себе не впуская и ни с кем не говоря. Пищу монахи оставляли ему у двери, часто забирая потом нетронутой. Печь в келье не топилась. В сенях, напоминая о смерти, стоял сделанный руками преподобного простой дубовый гроб.

Через 10 лет отшельник заговорил. Он поведал монахам о том, что имел явление Пресвятой Богородицы, которая повелела ему принимать людей, жаждущих благословения, совета и утешения. Так начался новый этап подвижничества преподобного Серафима. Люди шли к нему толпами. В большие праздники набиралось до пяти тысяч человек, терпеливо ждали, пока чудотворец пройдет на Литургию, чтобы хоть дотронуться до края его одежд или получить благословение. Великий старец принимал тех, кто действительно нуждался в духовной помощи, сердцем своим зная их беды.

Многолетнее постничество, бессонные ночи в молитвах и смирение плоти подточили здоровье Серафима: ноги плохо слушались, согнулась спина. Но никто никогда не слышал от старца жалоб. По-прежнему смотрел он на мир с кроткой светлой улыбкой, был неизменно мягок и приветлив, и приходящим к нему говорил: «Радость моя! Христос Воскресе!»

Пресвятая Богородица заранее возвестила прп. Серафиму и о его кончине. Последние дни земной жизни старца сопровождались чудесами и знамениями. В его келье дважды сама загоралась лампада перед иконой Божией Матери. А монаху Павлу, который жил по соседству и беспокоился, что от множества свечей у старца в келье может возникнуть пожар, сказал: «Пока я жив, пожара не будет, а когда умру, кончина моя откроется пожаром». Так и произошло. Рано утром 2-го января 1833 г. (ст. ст.) отец Павел, отправляясь на службу, почувствовал запах дыма. Постучал в запертую дверь преподобного и, не получив ответа, вместе с послушником сорвал дверь с крючка. Потушив снегом тлевшие от упавшей свечи вещи и книги, они принесли свечу и увидели старца в его обычном белом балахоне, стоявшего у аналоя на коленях с крестообразно сложенными руками в молитве перед его любимой иконой Пресвятой Богородицы «Умиление».

Второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского стало одним из чудес русской церковной истории XX века. В 1922 г. мощи прп. Серафима были вскрыты и увезены из Сарова. След их вскоре потерялся, и обнаружены они были только лишь в 1991 г. в запасниках Ленинградского Музея истории религии (Казанского собора).

Когда здание собора возвратили Церкви, музей, собираясь переезжать, проверял запасники и в помещении, где хранились гобелены, были обнаружены зашитые в рогожу чьи-то мощи. Когда их вскрыли, то на перчаточке прочитали: «Преподобный отче Серафиме, моли Бога о нас!». При обследовании мощей все совпало с записями актов об обретении мощей 1903 г. и вскрытии мощей в 1920 г. Члены комиссии свидетельствовали также о чувстве благодатности во время осмотра и о благоухании мощей.

Торжественная церемония передачи мощей прп. Серафима Церкви состоялась 11 января 1991 года в Казанском соборе Санкт - Петербурга. По прибытии в Москву святые мощи Крестным ходом были перенесены в Богоявленский кафедральный собор. Сюда в течение нескольких месяцев безостановочно шли люди, чтобы поклониться прп. Серафиму, и отсюда же началось продолжительное странствие святых мощей по российским городам на пути из Москвы в Дивеево. Мощи перевозили в микроавтобусе, за которым неотступно следовал автомобиль Святейшего Патриарха Алексия. По пути этот своеобразный всероссийский «крестный ход на колѐсах» останавливался, Его Святейшество служил Литургию, совершались бесчисленные акафисты прп. Серафиму. 1 августа 1991 г., в день памяти Преподобного святые мощи были переданы в Дивеевский монастырь, основанный великим подвижником.

После дивеевских торжеств иеромонах Кирилл (Павлов) сказал: - Я считаю, что событие, совершившееся здесь, только что, если будем достойны этого, если сможем его правильно воспринять, сможет воскресить, возродить Россию.


В ответ на мой вопрос: «В чем смысл жизни? Как найти Бога? Как жить?», старец сказал, что весь смысл жизни состоит в стяжании благодати Святого Духа.

Тогда я спросил: «Но где я могу видеть эту благодать? Разве Дух Святой может быть виден? Как же я буду знать, со мною он или нет?».

Старец сказал: «Нам теперь кажутся странными слова Священного Писания, что видел Адам Господа, ходящего в раю, и все те места, где говорится о явлении Бога людям. Вот некоторые и говорят: «Эти места непонятны, неужели люди так очевидно могли видеть Бога?» А непонятного тут ничего нет. Это непонимание произошло оттого, что мы удалились от первоначального христианского видения и под предлогом просвещения вошли в такую тьму неведения, что нам уже кажется неудобопостижимо то, о чем другие до того ясно разумели. Бога и благодать Святого Духа люди не во сне видели, не в исступлении расстроенного воображения, а истинно во яви».

Я же отвечал: «Все-таки я не понимаю, почему я могу быть твердо уверен, что я – в Духе Божием? Как мне самому распознать Его истинное явление?»

Тогда отец Серафим взял меня крепко за плечи и сказал: «Мы оба теперь в Духе Божием с тобой, что ж ты не смотришь на меня?»

Я отвечал: «Я не могу, батюшка, смотреть, потому что из глаз ваших молнии сыплются, лицо ваше – светлее солнца, и у меня глаза ломит от боли».

Представьте себе, в середине солнца, в самой блистательной яркости его полуденных лучей – лицо человека, с вами разговаривающего. Вы видите движение уст его, меняющееся выражение его глаз, слышите его голос, чувствуете, что кто-то вас руками держит за плечи. Но не только рук этих не видите, не видите ни самих себя, ни фигуры его, а только один свет ослепительный, простирающийся далеко, на несколько сажен кругом и озаряющий ярким блеском своим снежную пелену, покрывающую поляну и снег, падающий сверху, и меня, и старца.

«Что же чувствуете вы теперь? — спросил меня отец Серафим.

- Необыкновенно хорошо, чувствую я такую тишину и мир в душе моей, что никакими словами выразить не могу и необыкновенную радость во всем моем сердце», — сказал я.

(Из записок русского помещика Николая Александровича Мотовилова, посетившего в конце 20-х годов XIX века старца Серафима Саровского, и записавшего свою беседу с ним.)