Александр Невский

Календарь, события, творчество Православной Гимназии


"Сокровищница спасения: душеполезное чтение"


Пирамида смыслового чтения

Может ли чтение не быть смысловым? Формальным? Бессмысленным? И любое ли чтение «душеполезно»? Современность отвечает на эти вопросы неутешительно. Несмотря на то, что в 2020 году завершается третий этап реализации «Национальной программы поддержки и развития чтения в Российской Федерации», цели которой – «повышение читательской компетентности и рост читательской активности», введение в 2019 году обязательного устного собеседования по русскому языку в 9-х классах как допуска к ОГЭ было вызвано, в первую очередь, статистическими данными, свидетельствующими о том, что современный подросток-читатель, к сожалению, утратил навыки смыслового чтения. Его мышление всё чаще называют клиповым, то есть способным воспринимать только информативную составляющую текста, к тому же в искажённом виде. В связи с этим вспомнили о науке имагологии.

Наука имагология рассматривает человеческое сознание как продукт подсознательного формирования образов-представлений о мире. Подсознательное становится первичным и привычным и определяет наше бытие. Образы-представления, ставшие традиционными для определённого этноса, называют этнообразами. Этнообразы как объединяют людей одной культурной матрицы, так и разделяют представителей разных национальностей. Таким разделяющим может быть, например, представление о мести.

Человек – существо социальное. Ему необходимо ощущать себя частью целого, соотносить себя с определённым этносом. Но это возможно лишь при условии сформированности этнообразов, объединяющих представлений о добре и зле, представленных в сокровищнице национальной культуры.

Метаморфозы нашего восприятия Отца отражены, как и все сущее, в языке: не Царь-батюшка Николай Романов – а «Николашка»; не уважаемое «отец» – а пренебрежительное «предок», «батяня», «папик»; не гордое «Отчизна» - а насмешливое «наша Раша».

Мы отказались от отчества (по американскому образцу) – и корневая цепочка смыслов: «отец – отчество – Отчизна – Бог-отец» стала для нас атавизмом. Неполная семья – без отца – стала нормой. Уже и официальная статистика доказывает: в России каждый третий заключённый брак заканчивается официальным разводом, каждый второй – неофициальным. А как живут сохранившие себя семьи (одна из трёх) – мы наблюдаем каждый день. Отцы в этих «ячейках общества» часто подвержены нравственным недугам – алкоголизму, наркомании, игромании и просто дистрофие ответственности, без которой не стать опорой семьи и не воспитать достойных сыновей. «Да и нынешние многочисленные разрушители России привычно метят ядовитые стрелы в самое святое, самое сокровенное: в Православную Церковь и русскую семью», - пишет Василий Ирзабеков в книге «Тайна русского слова» [1.116].

Как научить детей видеть глубинные смыслы слова? Привить любовь к осознанному смысловому чтению, которое не только формирует скорость перевода информации из визуальной в вербальную, но и воспитывает личность гражданина?

Опираясь на труды Вербицкой М.В., Сметанниковой Н.Н., Казарина Ю.В., мы разработали «Пирамиду текстоанализа как алгоритм смыслового чтения». Она отражает все этапы методики работы с текстом:
1. антиципация (предвосхищение содержания);
2. чтение (исполнительский этап);
3. реципация (возвращение к прочитанному);
4. структурно-функциональный анализ;
5. перекодировка (метаморфоза, перевод текста в другую форму).

Пирамида текстоанализа (схема)


Поскольку цель смыслового чтения – «максимально точно и полно понять содержание текста, уловить детали и практически осмыслить извлечённую информацию, перевести её в ценностно-смысловую форму» (по Бурменской), в этнообразы – общие, объединяющие представления о мире, то осью, на которой крепится всё, составляющее структуру текста, является авторская позиция. На выражение её «работают» все уровни пирамиды, её «кольца». Начиная с пятого класса, дети осваивают уровни анализа постепенно: с определения «фундамента» – темы и проблемы, лексического сегмента – анализа ключевых слов – до формирования позиции читателя на основе высказанного автором. Лексический уровень кажется нам особенно важным именно сейчас, так как актуально формировать внимание к слову – внимание к духовной и нравственной сущности человека. Ведь «язык и литература, – словами Митрополита Калужского и Боровского Климента, – это выражение духовного потенциала нации, его нравственного состояния, его укоренённости в своих культурных и духовных ценностях, в том, что создает нацию» [2.6].

Задача педагога-словесника – стать тьютером, проводником в мир слова как основы любого текста. Чтобы на этапе реципации звучащее слово было осмыслено детьми, стало предметом внимательного структурно-функционального анализа на следующей ступени, а на последней стадии претерпело метаморфозу – стало частью культурной памяти, личностно значимой для учащегося.

Созидание и сохранение нации начинается с трепетного отношения к языку, которое должно прививаться и не только на занятиях по русскому и литературе. Например, на уроках обществознания необходимо рассказывать детям о сакральных смыслах слов «невеста» - «не ведающая греха», «свекровь» - своя кровь. Таким образом, может быть, удастся обезопасить школьниц от скоропалительных гражданских и гостевых браков в будущем и предотвратить семейные конфликты с матерью мужа. А упомянутая М.Цветаевой в стихотворении «Попытка ревности» история Лилит поможет девушкам сформировать образ «неверной жены», которой не стоит подражать, чтобы обрести семейное счастье.

Часто сознание современного подростка «напичкано» совершенно иными образами, которые не дают проникнуть в душу ребёнка «доброму, светлому». Более того, проблема разрыва поколений и разрушения общих культурных кодов уже настолько болезненна и глобальна, что многие имагологи говорят, что информационная мировая война давно стала «войной образов», различных и даже противоположных представлений о добре и зле, о смысле жизни, о красоте и справедливости. Последние события в Кёльне, когда столкнулись представления арабов-мусульман о том, как должна выглядеть и вести себя женщина, с реальным стилем поведения европеек, – тому подтверждение.

Конечно, учитель не может остановить эту войну. Но, зная имагологическую классификацию и имея представление об этнообразе, он может и должен создавать условия для вытеснения негативных, разрушительных образов из сознания подростка и замещения их образами позитивными, созидательными. Это очень непростая задача, ведь, по сравнению с идеями, образы воздействуют не только на сознание человека, но и на подсознание. Они не перестают действовать даже тогда, когда их носитель находится в состоянии сна. «Картинки», которые ребёнок наблюдал в течение дня, мучают его и ночью. В конце концов, он становится не только транслятором их содержания, но и начинает действовать на их основании, превращается в раба этих образов. О подобной трагедии мы читаем в романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго», в котором (в главе «Рябина в сахаре») рассказывается о красноармейце-партизане, безумно любившем своих малолетних детей, но жестоко расправившемся с ними: «Его постоянный страх за судьбу своих в случае его смерти охватил его в небывалых размерах. В воображении он уже видел их отданными на медленную пытку, видел их мукою искажённые лица, слышал их стоны и зовы на помощь. Чтобы избавить их от будущих страданий и сократить свои собственные, он в неистовстве тоски сам их прикончил. Он зарубил жену и трёх детей тем самым острым как бритва топором, которым резал им, девочкам и любимцу сыну Флёнушке, из дерева игрушки».

Необходимо понимать, что ежедневная визуализация негативных, разрушительных образов приводит к восприятию их молодёжью в качестве нормы и формированию ментальных этнообразов-мутантов, то есть «переформатированию» русского менталитета. Ведь этнообраз – это образ (представление о чём-либо), который конструирует не только индивидуальные черты, но и этническую (национальную) идентичность персонажей, изображая их признаки как типичные для народа.

Мы должны рассматривать художественную литературу как главный и неиссякаемый источник спасительных позитивных образов и в этом нам помогает «Пирамида текстоанализа» и технологии смыслового чтения.

Ахметова О.В., учитель литературы и русского языка МАОУ гимназии №18

Литература

1. Ирзабеков И. Тайна русского слова: записки нерусского человека. – М., 2008, с.116
2. Ермакова А. Слово и вера. // Литературная газета, от 19-25 декабря 2012 года, № 51 (6397), с.6
3. https://solhcesvet/ru
4. https://ihfourok